Коммерческая организация обратилась в уполномоченный орган с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с ведения крестьянского хозяйства на дачное строительство. Уполномоченный орган отказал в удовлетворении заявления. Правомерен ли данный отказ?

Ответ: В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Согласно п. 2 ст. 81 ЗК РФ порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается ЗК РФ, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан. В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ) необходимо зонирование территории для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений.

В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона N 66-ФЗ садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение создается на основании решения граждан в результате учреждения либо в результате реорганизации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

Согласно п. 4 ст. 14 Закона N 66-ФЗ после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

По смыслу положений п. 1 ст. 16 во взаимосвязи с п. 4 ст. 14 Закона N 66-ФЗ предоставление земельных участков для размещения дачного некоммерческого объединения граждан осуществляется после государственной регистрации некоммерческого объединения, созданного в результате учреждения либо реорганизации другого садоводческого, огороднического или дачного объединения.

Статья 81 ЗК РФ предусматривает возможность нахождения земель сельскохозяйственного назначения для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства только во владении граждан и их некоммерческих объединений.

В данном случае организация является коммерческой, следовательно, она не может являться собственником земельных участков для дачного строительства.

Указанная позиция подтверждается судебной практикой.

ФАС Московского округа в Постановлении от 26.09.2007 N КА-А41/9616-07 указал, что использование для дачного строительства земельных участков разрешено исключительно некоммерческим объединениям граждан.

Определением ВАС РФ от 28.12.2007 N 17392/07 отказано в передаче в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного Постановления.

Аналогичная позиция содержится в Постановлениях ФАС Московского округа от 31.07.2008 N КА-А41/6086-08, Десятого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2009 по делу N А41-7657/09.

Таким образом, данный отказ правомерен.

Е. А.Мартынова

Минфин России

13.10.2009