ФСС РФ провел документальную выездную проверку организации, по итогам которой принял решение о непринятии к зачету произведенных страхователем расходов в пользу работника в качестве пособия по беременности и родам, ссылаясь на то, что страхователь, находясь в трудном финансовом положении ввиду кризиса, выплачивает необоснованно высокую заработную плату, из которой рассчитывается размер пособия, в связи с чем работодатель создал искусственную экономически необоснованную ситуацию с целью получения возмещения из средств ФСС РФ в повышенном размере. Правомерна ли позиция ФСС РФ в данном случае?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.

На основании пп. 3 п. 1 ст. 11 Закона N 165-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации.

Страхователи наемных работников, согласно ст. 12 Закона N 165-ФЗ, обязаны выплачивать страховое обеспечение застрахованным работникам при наступлении страхового случая.

Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (ст. 22 Закона N 165-ФЗ). При этом обязанность своевременно представлять документы, содержащие достоверные сведения, являющиеся основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения, лежит на застрахованном лице (ст. 10 Закона N 165-ФЗ).

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ) пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности, пособие на рождение ребенка и пособие по уходу за ребенком до полутора лет отнесены к видам государственных пособий гражданам, имеющим детей. Порядок назначения и выплаты указанных государственных пособий устанавливается Правительством Российской Федерации в части, не определенной названным Законом.

Согласно ст. 4 Закона N 81-ФЗ выплата пособия по беременности и родам осуществляется за счет средств ФСС РФ.

Пособие по беременности и родам устанавливается в размере среднего заработка (дохода) по месту работы женщинам, подлежащим государственному социальному страхованию (ст. 8 Закона N 81-ФЗ).

Пункт 1 ст. 34 Конституции РФ гласит, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

В ст. 132 Трудового кодекса РФ указано, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (ст. 135 ТК РФ).

Согласно позиции арбитражных судов установление работнику размера заработной платы относится к исключительным полномочиям работодателя, ФСС РФ не может оценивать экономическую обоснованность решений работодателя и на этом основании не принимать к зачету произведенные работодателем расходы (см. Постановления ФАС Уральского округа от 11.02.2009 N Ф09-359/09-С2, ФАС Северо-Западного округа от 07.05.2008 N А21-4040/2007 и от 13.11.2008 N А05-2375/2008).

Таким образом, позиция ФСС РФ в данном случае является неправомерной, однако страхователям следует учитывать возможность судебного решения данной ситуации.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

12.10.2009