Организация, имеющая лицензию на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, в связи с изменением состава транспортных средств, используемых в данной деятельности, обратилась в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта с заявлением о выдаче дополнительной выписки из указанной лицензии (лицензионной карточки) на еще одно транспортное средство (автобус импортного производства, бывший в эксплуатации). Однако ею был получен отказ со ссылкой на то, что организация не представила "одобрение типа транспортного средства". Организация считает отказ незаконным, ссылаясь на необоснованность требования о представлении хозяйствующими субъектами "одобрения типа транспортного средства" на бывшие в эксплуатации (употреблении) транспортные средства при рассмотрении вопроса о выдаче дополнительной выписки из документа. Правомерен ли в данном случае отказ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта?
Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ) деятельность по перевозке пассажиров подлежит лицензированию.
Пунктом 11 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 N 637 (далее - Положение), предусмотрено, что одновременно с документом, подтверждающим наличие лицензии, на каждое транспортное средство, предполагаемое к использованию для перевозок пассажиров, лицензирующий орган выдает лицензиату выписку из этого документа (лицензионную карточку), в которой указываются номер и дата выдачи лицензии, срок ее действия, марка, модель и государственный регистрационный знак транспортного средства, лицензиат и лицензируемый вид деятельности.
При изменении состава транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров, лицензиат в 15-дневный срок обязан направить или представить в лицензирующий орган заявление о выдаче дополнительных выписок из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионных карточек), а также документы, предусмотренные пп. "а" и "б" п. 6 данного Положения (п. 12 Положения).
В силу ст. 9 Закона N 128-ФЗ, п. 9 Положения лицензирующий орган проверяет полноту и достоверность сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных в соответствии с п. 6 данного Положения документах, а также возможность выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий.
К лицензионным требованиям и условиям при осуществлении перевозок пассажиров, в частности, согласно пп. "а" и "б" п. 4 Положения относятся наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении; соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) к основным требованиям по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, относится организация работы водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.
Статьей 16 Закона N 196-ФЗ предусмотрено, что техническое состояние и оборудование транспортных средств должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Пункт 4.5 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса России от 09.03.1995 N 27, обязывает организации и предпринимателей обеспечить использование для перевозки транспортных средств, соответствующих виду перевозки.
Согласно п. 5.2.4 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса России от 08.01.1997 N 2, владельцы автобусов обязаны выбирать тип и марку автобусов в зависимости от вида перевозок.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Закона N 196-ФЗ транспортные средства, ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Согласно разд. 2 Правил по проведению работ в Системе сертификации механических транспортных средств и прицепов, утвержденных Постановлением Госстандарта России от 01.04.1998 N 19 (далее - Правила), транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, подлежат обязательной оценке соответствия в форме "одобрение типа транспортного средства", а составные части их конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств - обязательной сертификации либо (в оговоренных случаях) декларированию соответствия в целях в том числе обеспечения безопасности дорожного движения; контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества.
Частью 4 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.
В соответствии с разд. 1 Правил "одобрение типа транспортного средства" - соответствующая международной практике форма оценки соответствия типа транспортного средства, а также одноименный документ, оформляемый при положительных результатах оценки соответствия.
Раздел 6 Правил предусматривает сертификацию механических транспортных средств и запасных частей, включающую как выдачу сертификата соответствия, так и выдачу "одобрения типа транспортного средства".
Таким образом, "одобрение типа транспортного средства" является формой подтверждения соответствия транспортного средства конкретному виду перевозок по перечню требований по безопасности и охране окружающей среды, необходимость представления которой является обязательной для рассмотрения лицензирующим органом вопроса о выдачи лицензионных карточек на автобусы импортного производства.
Данный вывод подтверждается и арбитражной практикой (см., например, Постановления ФАС Дальневосточного округа от 29.07.2009 N Ф03-3519/2009 и от 21.11.2007 N Ф03-А04/07-2/5297).
Следовательно, приходим к выводу, что в данном случае отказ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта является правомерным.
Ю. М.Лермонтов
Минфин России
12.10.2009