Налогоплательщик (занимается сдачей офисных помещений в аренду) заключил договор на оказание маркетинговых услуг, в соответствии с которым организация оказывала ему услуги по маркетинговому исследованию анализа рынка аренды объектов недвижимости офисного назначения. Целью был пересмотр цены в заключенных с арендаторами договорах аренды. По результатам налоговой проверки налоговый орган вынес решение о доначислении налогоплательщику налога на прибыль и соответствующих пеней, а также привлек налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ. Основанием послужил вывод налогового органа о том, что повышение цен аренды и продажи в рассматриваемый маркетологами период времени является общеизвестным фактом, для подтверждения которого не требуется проводить маркетинговое исследование, поэтому затраты на проведение данного исследования неправомерно включены налогоплательщиком в состав расходов в целях исчисления налога на прибыль. Правомерно ли вынесенное налоговым органом решение?

Ответ: В соответствии со ст. 247 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, которой признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (п. 2 ст. 252 НК РФ).

Согласно пп. 27 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг), признаются прочими расходами, связанными с производством и реализацией.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 04.06.2007 N 320-О-П налоговое законодательство не использует понятия экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, а потому обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.

В п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 указано, что установление судом наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели) в действиях налогоплательщика осуществляется с учетом оценки обстоятельств, свидетельствующих о его намерениях получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. Обоснованность получения налоговой выгоды не может быть поставлена в зависимость от способов привлечения капитала для осуществления экономической деятельности (использование собственных, заемных средств, эмиссия ценных бумаг, увеличение уставного капитала и т. п.) или от эффективности использования капитала. В силу п. 1 данного Постановления предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны. Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.

ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 16.06.2008 N А43-11550/2005-35-399, установив, что в ряде отчетов, представленных организацией, оказывающей налогоплательщику маркетинговые услуги, информация тождественна общедоступной информации, размещенной на сайте foex. fi, пришел к выводу об экономической необоснованности учета соответствующих расходов при исчислении налога на прибыль. Суд отметил, что по тем отчетам, по которым налоговый орган не доказал тождества отраженной в них информации с общедоступной информацией, налогоплательщик правомерно учел соответствующие затраты при исчислении налога на прибыль.

Таким образом, суд предлагает налоговому органу доказывать общедоступность информации, содержащейся в маркетинговом исследовании.

ФАС Московского округа в Постановлении от 25.08.2009 N КА-А40/7983-09 отклонил довод налогового органа о том, что в отчетах маркетологов содержится общедоступная информация, которую налогоплательщик мог получить самостоятельно без проведения маркетинговых исследований, указав, что проведение маркетинговых исследований требует наличия специального образования, профессиональных навыков, поэтому расходы на проведение маркетинговых исследований должны быть учтены при исчислении налога на прибыль.

Из данного Постановления следует, что суд указывает на правомерность затрат на маркетинговые исследования вне зависимости от новизны информации, содержащейся в них.

К такому же выводу приходит и ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 04.10.2007 N А05-1103/2007, отклоняя довод налогового органа о том, что данные, содержащиеся в представленной информации по договору, могут быть получены без существенных расходов из общедоступных источников "путем мониторинга средств массовой информации и Интернет".

Следовательно, ввиду отсутствия в судебной практике единообразного подхода приходим к выводу, что правомерность вынесенного налоговым органом решения может быть оспорена налогоплательщиком в суде.

Е. А.Мартынова

Минфин России

10.10.2009