Организация - производитель колбасных изделий организовала дегустацию новых сортов колбасы в сети супермаркетов, реализующих продукцию организации. После дегустации покупателям предлагается ответить на ряд вопросов, результаты опроса покупателей заносятся в компьютер. Указанная информация анализируется специалистами организации, мнения покупателей учитываются по мере возможности в целях продвижения продукции на рынках сбыта. Вправе ли организация учесть произведенные затраты на аналитическую работу с полученными результатами опроса в целях исчисления налога на прибыль организаций?

Ответ: Согласно ст. 247 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях гл. 25 НК РФ признаются для российских организаций полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

При этом пп. 27 п. 1 ст. 264 НК РФ относит к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг).

Как следует из вопроса, организация-производитель проводит указанные акции в целях получения информации, позволяющей продвигать новую продукцию и расширять рынок сбыта. Таким образом, затраты можно признать экономически оправданными и направленными на получение дохода.

Учитывая изложенное, организация вправе учесть в целях исчисления налога на прибыль организаций произведенные затраты на аналитическую работу с полученными результатами опроса, если такие затраты будут подтверждены документально.

О. А.Королева

Советник государственной

гражданской службы РФ

2 класса

08.10.2009