Творческий союз актеров областного драмтеатра получил из федерального бюджета денежные средства для оказания единовременной материальной помощи малообеспеченным одиноким неработающим пенсионерам - членам творческих союзов, а также пенсионерам - членам творческих союзов, имеющим почетное звание "Народный артист СССР". Учитываются ли указанные денежные средства при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в данной ситуации?

Ответ: Постановлением Правительства РФ от 15.09.2009 N 746 "Об утверждении Правил предоставления в 2009 году из федерального бюджета субсидий творческим союзам" признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 19.11.2007 N 789 "Об утверждении Правил предоставления в 2008 - 2010 годах из федерального бюджета субсидий творческим союзам" и одновременно утверждены новые Правила предоставления в 2009 году из федерального бюджета субсидий на оказание единовременной материальной помощи членам творческих союзов (далее - Правила).

В силу п. 1 Правил субсидии на оказание единовременной материальной помощи членам творческих союзов (далее - субсидии) предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерству культуры Российской Федерации.

Пунктом 2 Правил установлено, что субсидии предоставляются творческим союзам для оказания единовременной материальной помощи неработающим членам творческих союзов, находящимся на пенсии либо оказавшимся в трудной жизненной ситуации в связи с инвалидностью, малообеспеченностью, одиночеством, неспособностью к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, неспособностью приобретать за свой счет жизненно важные лекарственные препараты по назначению врача, а также деятелям культуры и искусства, являющимся членами творческих союзов, имеющим почетные звания СССР "Народный артист СССР" или "Народный художник СССР", являющимся гражданами Российской Федерации, достигшим 70-летнего возраста.

При этом творческий союз является некоммерческой организацией в силу положений ст. 16 Основ законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1), ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

В соответствии с п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.

К таким целевым поступлениям относятся в том числе суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций (пп. 3 п. 2 ст. 251 Кодекса).

При этом указанной статьей установлено, что налогоплательщики - получатели целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

При условии отдельного учета, а также целевого использования указанных средств доходы и расходы, полученные (произведенные) в рамках целевых поступлений, не учитываются для целей налогообложения прибыли.

Учитывая изложенное, целевые поступления на оказание единовременной материальной помощи членам творческих союзов не учитываются в составе доходов для целей налогообложения прибыли при условии их целевого использования.

Дополнительно сообщаем, что контроль за целевым использованием выделенных средств осуществляют Министерство культуры Российской Федерации и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (п. 6 Правил).

О. А.Королева

Советник государственной

гражданской службы РФ

2 класса

08.10.2009