Строительная организация (субподрядчик) берет на работу граждан Республики Беларусь (сроком на 60 дней), предоставляет им жилье. 1. Надо ли прописывать в договоре подряда обязанность организации по предоставлению жилья, а также указывать стоимость проживания и адрес? 2. Если организация не пропишет в договоре эти условия, какие могут быть последствия в части исчисления налога на прибыль? 3. Достаточно ли для налогообложения доходов иностранных граждан по ставке НДФЛ 13% копий документов с предыдущего места работы в Республике Беларусь? 4. Должна ли в паспорте нанимаемых граждан стоять какая-нибудь отметка или требуется какое-либо иное подтверждение?

Ответ: Стороны договора подряда самостоятельно решают вопрос относительно наличия или отсутствия у организации обязанности по предоставлению подрядчику - гражданину Белоруссии жилья, а также относительно указания в договоре стоимости проживания и адреса. Если организация не укажет в договоре эти условия, то тогда затруднительно будет говорить об экономической обоснованности соответствующих расходов (п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ) организации, поскольку неясно будет, чем именно обусловлена оплата организацией стоимости проживания подрядчика, если договором данная оплата не предусмотрена.

В рассматриваемой ситуации с гражданами Республики Беларусь заключаются договоры подряда на срок менее 183 дней, в связи с чем применяется ставка не 13, а 30 процентов. В паспорте нанимаемых граждан стоять какая-нибудь отметка или какое-либо иное подтверждение не должны.

Обоснование: Прежде всего необходимо отметить, что работать гражданин в организации может только на основании трудового договора (ст. 56 Трудового кодекса РФ). На основании же договора подряда взять на работу гражданина нельзя, такой договор заключается в соответствии с гл. 37 Гражданского кодекса РФ и имеет гражданско-правовую природу.

При этом в силу ст. 11 ТК РФ в тех случаях, когда судом установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Исходим из того, что между сторонами действуют гражданско-правовые, а не трудовые отношения.

Согласно п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422).

Пунктом 1 ст. 252 НК РФ установлено, что расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Таким образом, стороны самостоятельно решают относительно наличия или отсутствия у организации обязанности по предоставлению жилья, а также относительно указания в договоре стоимости проживания и адреса.

Если организация не укажет в договоре эти условия, то тогда затруднительно будет говорить об экономической обоснованности соответствующих расходов (п. 1 ст. 252 НК РФ) организации, поскольку неясно будет, чем именно обусловлена оплата организацией стоимости проживания подрядчика, если договором данная оплата не предусмотрена.

Относительно НДФЛ отметим следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.

Учитывая данную норму, при предоставлении жилья работникам у последних возникает доход в натуральной форме, включаемый в налоговую базу.

На основании п. п. 1, 2, 4 ст. 226 НК РФ исчисление и удержание НДФЛ производятся налоговым агентом при выплате работнику доходов в виде заработной платы в денежной форме.

Как указано в п. 1 ст. 224 НК РФ, если иное не предусмотрено данной статьей, налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов.

Пунктом 3 ст. 224 НК РФ закреплено, что налоговая ставка устанавливается в размере 30 процентов в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации.

Таким образом, для целей определения подлежащей применению ставки налогообложения по НДФЛ имеет значение, имеет ли работник статус налогового резидента или нет, то есть копий документов с предыдущего места работы в Республике Беларусь недостаточно.

Пунктом 2 ст. 207 НК РФ установлено, что налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

Как разъяснено в Письме Минфина России от 27.09.2012 N 03-04-05/6-1131, подтверждение нахождения в Российской Федерации граждан Республики Беларусь осуществляется в общем порядке с учетом положений Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21 апреля 1995 года, подписанного 24.01.2006 (далее - Протокол).

Таким образом, если между организацией и гражданином Республики Беларусь заключен гражданско-правовой договор, предусматривающий его нахождение на территории Российской Федерации не менее 183 дней, доходы гражданина Республики Беларусь, полученные от источников в Российской Федерации, подлежат налогообложению по ставке 13 процентов с даты начала работы по найму.

По итогам налогового периода устанавливается окончательный налоговый статус физического лица, в соответствии с которым определяется ставка налогообложения его доходов, полученных за налоговый период.

В случае если по итогам налогового периода указанный гражданин Республики Беларусь будет находиться в Российской Федерации менее 183 дней в календарном году, условие п. 1 ст. 1 Протокола не будет соблюдено и налог на доходы физических лиц с его доходов от источников в Российской Федерации должен быть удержан организацией - налоговым агентом по ставке 30 процентов.

В рассматриваемой ситуации с гражданами Республики Беларусь заключаются договоры подряда на срок менее 183 дней, в связи с чем применяется ставка не 13, а 30 процентов.

Отметим, что в силу Соглашения между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством РФ и Правительством Республики Таджикистан от 30.11.2000 "О взаимных безвизовых поездках граждан" при пересечении границы РФ в заграничном паспорте белорусского гражданина отметка органов пограничного контроля Федеральной пограничной службы не проставляется (по данному вопросу см. также Письмо ФМС России от 21.01.2005 N МС-2/559).

Следовательно, в паспорте нанимаемых граждан стоять какая-нибудь отметка или какое-либо иное подтверждение не должны.

Ю. М.Лермонтов

Советник государственной

гражданской службы РФ

3 класса

18.12.2013