Организация в рамках рекламной акции раздает потенциальным покупателям настенные календари со своим логотипом. Стоимость каждого календаря превышает 100 руб. Возникает ли объект налогообложения по НДС при раздаче календарей?

Ответ: Объектом налогообложения по НДС является реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе на безвозмездной основе (пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ).

С 01.01.2006 Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ ст. 149 НК РФ была дополнена пп. 25 п. 3, согласно которому от налогообложения НДС освобождается передача в рекламных целях товаров, расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 руб.

Финансовые и налоговые органы считают, что распространение сувениров в рекламных целях является безвозмездной передачей и признается объектом налогообложения по НДС (Письма Минфина России от 21.10.2008 N 03-07-11/338, УФНС России по г. Москве от 12.05.2008 N 19-11/45206, от 07.12.2006 N 09-14/107054).

Вместе с тем если признавать раздачу календарей в рекламных целях безвозмездной передачей, то их стоимость нельзя включать в расходы по налогу на прибыль (п. 16 ст. 270 НК РФ). Однако при проведении рекламной акции стоимость переданных календарей формирует рекламные расходы организации, которые учитываются в составе расходов, связанных с производством и реализацией (п. п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", пп. 28 п. 1, п. 4 ст. 264 НК РФ). И Минфин России, и ФНС России не возражают против включения этих затрат в рекламные расходы (Письма МНС России от 24.03.2004 N 02-3-07/41@, Минфина России от 07.02.2005 N 03-04-11/18).

Кроме того, при передаче календарей в рамках рекламной акции не происходит их безвозмездная передача. Раздавая календари потенциальным покупателям, организация привлекает внимание к продаваемому товару, его изготовителю или продавцу, в результате чего ожидает увеличения спроса, которое и является встречным предоставлением (ст. 423, п. 1 ст. 572 ГК РФ).

Обращаем внимание на то, что в 2001 г. УМНС России по г. Москве со ссылкой на Письмо МНС России указывало, что, поскольку стоимость рекламных материалов, сувениров относится к рекламным расходам, обороты по передаче во время проведения массовых рекламных кампаний не являются объектом налогообложения по НДС (п. 5 Письма УМНС России по г. Москве от 31.07.2001 N 02-14/35611).

Изложенная позиция подтверждается и судебной практикой. Так, ФАС Московского округа пришел к выводу, что передача календарей с логотипом организации во время проведения массовых рекламных кампаний не является объектом налогообложения по НДС. Такая передача не может рассматриваться как безвозмездная, поскольку календари раздавались с конкретной предпринимательской целью - привлечение внимания третьих лиц к деятельности организации (Постановления ФАС Московского округа от 22.06.2009 N КА-А40/5426-09, от 29.01.2008 N КА-А40/14801-07). Такого же мнения придерживались суды при рассмотрении споров, возникших при раздаче рекламных сувениров до дополнения ст. 149 НК РФ передачей в рекламных целях товаров стоимостью до 100 руб. (Определения ВАС РФ от 04.04.2008 N 4419/08, от 24.12.2007 N 17088/07, Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 24.11.2006 N А82-9118/2005-99, ФАС Северо-Кавказского округа от 13.11.2006 N Ф08-5401/2006-2246А, ФАС Московского округа от 26.02.2009 N КА-А40/727-09).

Таким образом, передача календарей потенциальным покупателям в рамках рекламной акции не является объектом налогообложения по НДС. Однако, учитывая позицию Минфина России и налоговых органов, такую точку зрения налогоплательщику, скорее всего, придется доказывать в суде.

М. П.Захарова

Издательство "Главная книга"

06.10.2009