О порядке определения выкупной цены земельного участка, на котором у организации имеются как объекты недвижимости, отчужденные из государственной собственности, так и объекты недвижимости, построенные позже

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 30 сентября 2009 г. N Д23-3176

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел письмо по вопросу о выкупе земельного участка и в пределах компетенции сообщает.

Исходя из обращения ОАО принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок, на котором расположены 6 объектов недвижимости, ранее отчужденных из государственной собственности при приватизации государственного предприятия, и 7 объектов недвижимости, возведенных после предоставления вышеуказанного земельного участка.

Следует отметить, что указанное ОАО основание переоформления прав на земельный участок - п. 2 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) не является правильным, так как указанной правовой нормой определяется, что гражданам земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования не предоставляются.

Права собственников объекта недвижимости на выкуп земельного участка определены ст. 36 Земельного кодекса, п. 1 которой установлено, что исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.

Учитывая, что у ОАО имеются как объекты недвижимости, отчужденные из государственной собственности, так и объекты недвижимости, построенные позже, выкупная цена земельного участка будет определяться двумя способами.

В первом случае применению подлежит п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), в соответствии с которым до 1 января 2010 г. действует льготный порядок определения цены выкупа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Цена выкупа земельных участков устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:

двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;

двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.

Необходимо отметить, что право на льготную цену связано с объектом недвижимости, отчужденным из государственной или муниципальной собственности. Определяющим критерием применения указанных выше цен при выкупе земельных участков является факт отчуждения здания, строения, сооружения из государственной или муниципальной собственности.

Также необходимо отметить, что используемое Законом N 137-ФЗ понятие "отчуждение из государственной или муниципальной собственности" шире по своему объему понятия "приватизация государственного и муниципального имущества", используемого Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", и предполагает любое отчуждение имущества из государственной или муниципальной собственности (путем приватизации, по решению суда и иными способами).

Таким образом, в случае перехода прав на такие здания, строения, сооружения от лиц, ставших их собственниками в результате отчуждения из государственной или муниципальной собственности, к другим лицам, ставшим их собственниками по договору купли-продажи или в результате иных видов сделок, данные лица также будут иметь право выкупить указанные земельные участки по вышеназванным ценам.

Во втором случае, предусматривающем выкуп земельного участка под объектами недвижимости, возведенными после предоставления земельного участка, применяется порядок расчета выкупной цены, установленный п. 2 ст. 2 Закона N 137-ФЗ. Цена выкупа устанавливается субъектами Российской Федерации в населенных пунктах с численностью населения:

свыше 3 миллионов человек - в размере от пяти - до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;

от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти - до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;

до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов - в размере от трех - до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.

До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.

Следует отметить, что в случае если объекты недвижимости возведены на земельном участке, на котором находятся объекты недвижимости, отчужденные из государственной собственности, то применению подлежит льготная ставка выкупа земельного участка.

В дополнение Департамент недвижимости считает целесообразным сообщить, что Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370 утвержден Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения (далее - Перечень). Указанным Перечнем предусмотрено представление следующих документов:

- документы, удостоверяющие личность заявителя или его представителя (п. п. 1 - 3 Перечня);

- документы, удостоверяющие (устанавливающие) права на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, для подтверждения исключительного права на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (п. 4 Перечня);

- документы, удостоверяющие права на приобретаемый земельный участок, - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним или копии иных документов, удостоверяющих права (п. 5 Перечня);

- кадастровый паспорт (п. 6 Перечня);

- копии документов, подтверждающих право приобретения земельного участка на определенном праве и на установленных особых условиях (п. 7 Перечня).

Отсутствие упоминания в п. 7 Перечня какого-либо конкретного документа обусловлено многообразием случаев переоформления прав на земельный участок и подтверждающих такие случаи документов, например:

- здания, строения, сооружения находятся в собственности религиозных организаций и имеют религиозное и благотворительное назначение;

- находящиеся в собственности здания, строения, сооружения возведены на месте разрушенных или снесенных либо реконструированных зданий, строений, сооружений, которые были отчуждены из государственной или муниципальной собственности;

- земельные участки с расположенными на них жилыми домами приобретены гражданами Российской Федерации в результате сделок, совершенных до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990 N 1305-1 "О собственности в СССР";

- и т. п.

Единственной целью п. 7 Перечня является уточнение условий переоформления прав на земельный участок.

Такие документы, как градостроительный регламент, заключение комитета экологии и природопользования об использовании земельного участка, не являются документами, которые определяют условия выкупа земельных участков.

Заместитель директора

Департамента недвижимости

М. В.БОЧАРОВ

30.09.2009