Каков порядок учета расходов организации на топливо для принадлежащих ей и используемых в предпринимательской деятельности речных судов, а также установлены ли какие-либо нормы расхода топлива в целях исчисления налога на прибыль?

Ответ: Для признания расходов на ГСМ достаточно, чтобы они были обоснованны, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода согласно ст. 252 Налогового кодекса РФ. При этом НК РФ не требует учитывать расходы на ГСМ в пределах норм, установленных Минтрансом России или иным ведомством.

Иначе говоря, если речной транспорт используется для извлечения дохода и расходы соответствуют критериям ст. 252 НК РФ, а первичные документы оформлены в соответствии с требованиями ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", то фактические расходы на ГСМ можно принять для целей налогообложения прибыли. Расходы на топливо для транспортных средств включаются в состав материальных затрат организации согласно пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ.

Для того чтобы расходы соответствовали ст. 252 НК РФ, используемые организацией нормы расхода топлива должны быть утверждены приказом руководителя, т. е. в организации должны иметься утвержденные внутренним приказом нормы расхода топлива, рассчитанные с учетом норм, предусмотренных паспортами речных судов (в силу специфики деятельности организации).

Следует обратить внимание на то, что необходимо утвердить нормы расхода топлива, если на эксплуатацию конкретного речного судна фактически расходуется больше топлива, чем по нормам, содержащимся в паспортных данных завода-изготовителя. Нормы можно установить путем контрольного замера топлива и составления акта.

До вступления в силу гл. 25 НК РФ действовала Отраслевая инструкция по составу затрат и калькуляции себестоимости работ и услуг предприятий основной деятельности речного транспорта, утвержденная Минтрансом России 08.03.1993 N ВА-6/152, также не предусматривавшая какого-либо нормирования топлива для списания на себестоимость произведенных услуг.

Судебная практика по поводу отнесения фактических затрат на топливо на себестоимость складывалась в пользу налогоплательщика.

Так, ФАС Поволжского округа в Постановлении от 16.10.2003 N А55-1317/02-29-4257/02-29 сослался на п. 2.3 Отраслевой инструкции по составу затрат и калькуляции себестоимости работ и услуг предприятий основной деятельности речного транспорта, согласно которому в себестоимость включаются затраты на приобретаемое топливо, расходуемое речными судами.

П. С.Ландо

ЗАО "Сплайн-Центр"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

25.09.2009