Подлежит ли налоговый агент налоговой ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ, в случае перечисления удержанной у налогоплательщика суммы налога на доходы физических лиц с пропуском предусмотренного законодательством срока?

Ответ: Статья 123 Налогового кодекса РФ устанавливает ответственность налогового агента за невыполнение обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов.

Дословное прочтение положений ст. 123 НК РФ позволяет утверждать, что ситуация, когда налоговый агент произвел перечисление удержанных из доходов физических лиц сумм налога хотя и с пропуском установленного законодательством срока уплаты, под действие ст. 123 НК РФ не подпадает: обязанность по удержанию и перечислению налога с опозданием, но выполнена.

Федеральная налоговая служба с вышесказанным не соглашается, указывая на то, что налоговый агент, удержавший у налогоплательщика налог на доходы физических лиц, но не перечисливший суммы такого налога в установленный НК РФ срок, подлежит привлечению к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ст. 123 НК РФ, независимо от последующего перечисления налоговым агентом таких сумм налога в более поздние сроки, в том числе во время или после выездной налоговой проверки (Письмо ФНС России от 26.02.2007 N 04-1-02/145@).

Мнение арбитражных судов по рассматриваемому вопросу с позицией ФНС России не совпадает.

Суды указывают на то, что ответственность за несвоевременное перечисление налога налоговыми агентами законодательством о налогах и сборах вообще не установлена, а несвоевременное перечисление удержанного налоговым агентом НДФЛ не составляет объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 123 НК РФ (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 12.05.2009 N Ф04-2692/2009(5852-А45-29)).

Таким образом, если в период проверки налоговый агент исполнил свои обязанности по перечислению в бюджет удержанного НДФЛ, то можно говорить об отсутствии состава правонарушения, предусмотренного ст. 123 НК РФ (Постановления ФАС Уральского округа от 23.03.2009 N Ф09-1397/09-С3 по делу N А76-8998/2008-33-194 (Определением ВАС РФ от 22.07.2009 N ВАС-8942/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ), от 19.05.2009 N Ф09-3131/09-С3 по делу N А76-27518/2008-33-806/18, от 27.01.2009 N Ф09-10579/08-С3 по делу N А76-6969/08, ФАС Западно-Сибирского округа от 04.08.2009 N Ф04-3927/2009(9860-А45-27) по делу N А45-14608/2008-59/299, ФАС Северо-Кавказского округа от 18.05.2009 по делу N А53-13948/2008-С5-23 и др.).

Более того, суды указывают на отсутствие оснований для привлечения налогового агента к ответственности по ст. 123 НК РФ и в том случае, когда НДФЛ был перечислен в бюджет уже после составления акта выездной налоговой проверки, но до принятия решения о привлечении ее к налоговой ответственности (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.04.2009 N А33-8434/07-Ф02-1511/09, от 29.04.2008 N А74-2632/07-Ф02-1595/08 по делу N А74-2632/07, ФАС Дальневосточного округа от 10.10.2008 N Ф03-4402/2008, ФАС Северо-Западного округа от 22.04.2008 по делу N А56-28738/2007, от 09.01.2008 по делу N А52-3090/2007 и др.).

Минфин России также признает, что ст. 123 НК РФ не предусматривается ответственность налогового агента за несвоевременное перечисление им налога в бюджетную систему Российской Федерации (Письмо Минфина России от 13.10.2008 N 03-02-07/2-177).

В то же время в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах сроки налоговый агент должен начислить и уплатить пени (п. п. 1, 7 ст. 75 НК РФ).

Е. В.Воробьева

Член Научно-экспертного совета

Палаты налоговых консультантов

Российской Федерации

24.09.2009