Организация - налоговый агент не удержала сумму НДФЛ, подлежащего уплате в бюджет. По результатам проведенной налоговой проверки доначислен НДФЛ. Правомерны ли действия налогового органа, учитывая то, что взыскание налога за счет собственных денежных средств налогового агента противоречит налоговому законодательству (п. 9 ст. 226 НК РФ)?

Ответ: Плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица (п. 1 ст. 207 Налогового кодекса РФ).

Российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, признаются налоговыми агентами (п. 1 ст. 226 НК РФ).

Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ) и перечислить в бюджет сумму удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках (п. 6 ст. 226 НК РФ).

Уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается (п. 9 ст. 226 НК РФ).

Таким образом, из вышеприведенных норм следует однозначный вывод о неправомерности требований налогового органа о погашении задолженности по НДФЛ за счет средств налогового агента. Это прямое нарушение норм НК РФ.

В то же время не оспаривается право налогового органа доначислить НДФЛ в результате корректировки налоговой базы по результатам налоговой проверки. Надо только понимать, что тем самым уточняются налоговые обязательства физического лица - налогоплательщика, а не организации - налогового агента.

В соответствии с п. 2 ст. 231 НК РФ суммы налога, не удержанные с физических лиц или удержанные налоговыми агентами не полностью, взыскиваются ими с физических лиц до полного погашения этими лицами задолженности по налогу в порядке, предусмотренном ст. 45 НК РФ.

Следовательно, доначисленная по результатам налоговой проверки сумма налога должна быть удержана налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых им налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам (п. 4 ст. 226 НК РФ).

При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога (например, в случае когда физическое лицо, которому доначислен НДФЛ, уволилось из организации) налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика (п. 5 ст. 226 НК РФ). Таким образом, уточненные данные о размере налоговой базы, сумме исчисленного и удержанного налога, а также о сумме налога, переданной на взыскание в налоговый орган, должны быть отражены в справке о доходах физических лиц (форма 2-НДФЛ), подаваемой взамен представленной ранее.

При этом налоговый агент, который неправомерно не исчислил, не удержал и не перечислил в бюджет сумму НДФЛ, может быть привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа на основании ст. 123 НК РФ. А также налоговому агенту будут начислены пени (ст. 75 НК РФ).

Президиум ВАС РФ разъяснил, что пени являются правовосстановительной мерой государственного принуждения, носящей компенсационный характер, за несвоевременную уплату налога в бюджет и должны взыскиваться с того субъекта налоговых правоотношений, на которого возложена такая обязанность. Поскольку ст. 226 НК РФ обязанность по уплате в бюджет налога на доходы физических лиц возложена на налоговых агентов, то пени - это способ обеспечения исполнения обязанностей по уплате данного налога именно налоговым агентом (Постановление Президиума ВАС РФ от 22.05.2007 N 16499/06).

Е. В.Воробьева

Член Научно-экспертного совета

Палаты налоговых консультантов

Российской Федерации

24.09.2009