Индивидуальный предприниматель желает подавать сведения индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган ПФР в электронной форме через своего уполномоченного представителя. Обязательно ли уполномоченному представителю индивидуального предпринимателя иметь нотариально оформленную доверенность или нотариальное оформление доверенности в данном случае не требуется?

Ответ: В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) к страхователям по обязательному пенсионному страхованию отнесены в том числе индивидуальные предприниматели.

Пункт 1 ст. 14 Закона N 167-ФЗ предусматривает, что страхователи имеют право участвовать через своих представителей в управлении обязательным пенсионным страхованием.

Согласно абз. 3 ст. 2 Закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, регулируются законодательством РФ о налогах и сборах, если иное не предусмотрено Законом N 167-ФЗ.

Поскольку Законом N 167-ФЗ не определен порядок выдачи индивидуальными предпринимателями доверенностей своим уполномоченным представителям, следует обратиться к положениям Налогового кодекса РФ.

Пунктом 1 ст. 29 НК РФ установлено, что уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы, в частности, в отношениях с органами государственных внебюджетных фондов.

При этом абз. 2 п. 3 ст. 29 НК РФ также установлено, что уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

С учетом изложенного необходимо определить, возможно ли расценивать уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя как уполномоченного представителя физического лица.

По данному вопросу целесообразно обратить внимание на разъяснения Федеральной налоговой службы (Письмо ФНС России от 10.08.2009 N ШС-22-6/627@).

В названном Письме Федеральной налоговой службой сделан вывод, что, поскольку законодательством РФ не предусмотрена нотариальная форма доверенности при представлении налоговой отчетности и иных сведений юридическими лицами, отсутствуют основания для предъявления указанных требований к индивидуальным предпринимателям.

Вместе с этим Минфин России по данному вопросу в своем Письме от 07.08.2009 N 03-02-08/66 придерживается иной позиции. В данном Письме Минфин России разъясняет, что полномочия представителя индивидуального предпринимателя должны быть подтверждены нотариально удостоверенной доверенностью или доверенностью, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Таким образом, позиции указанного Министерства и указанного ведомства по данному вопросу различны.

Вместе с этим следует учитывать: п. 2 ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" предусмотрено, что вопрос о возможности представления информации в электронной форме решается ПФР совместно с конкретными страхователями.

В связи с этим, а также учитывая позиции Федеральной налоговой службы и Минфина России, в настоящее время вопрос о необходимости наличия у уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя нотариально оформленной доверенности должен решаться территориальным органом ПФР с конкретным индивидуальным предпринимателем.

В целях решения данного вопроса индивидуальному предпринимателю возможно письменно обратиться в территориальный орган ПФР за получением позиции конкретного территориального органа ПФР о необходимости наличия нотариально оформленной доверенности.

Д. И.Покшан

Пенсионный фонд РФ

24.09.2009