Может ли организация представлять в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения индивидуального (персонифицированного) учета о работающих в организации застрахованных лицах в электронной форме через уполномоченного представителя (физическое или юридическое лицо)?

Ответ: В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) к страхователям по обязательному пенсионному страхованию отнесены в том числе организации.

Пункт 1 ст. 14 Закона N 167-ФЗ предусматривает, что страхователи имеют право участвовать через своих представителей в управлении обязательным пенсионным страхованием.

Таким образом, положениями Закона N 167-ФЗ организациям предоставлено право участвовать в отношениях с территориальными органами ПФР через уполномоченных представителей.

Следует учитывать, что согласно абз. 3 ст. 2 Закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, регулируются законодательством РФ о налогах и сборах, если иное не предусмотрено Законом N 167-ФЗ.

В связи с этим также необходимо учитывать положения законодательства о налогах и сборах, в частности Налогового кодекса РФ.

Пунктом 1 ст. 26 НК РФ установлено, что налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя.

Пунктом 1 ст. 29 НК РФ также установлено, что уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы, в частности, в отношениях с органами государственных внебюджетных фондов.

Таким образом, у организаций имеются правовые основания на представление в территориальные органы ПФР сведений индивидуального (персонифицированного) учета о работающих в организации застрахованных лицах через уполномоченного представителя (физическое или юридическое лицо).

Необходимо учитывать, что п. 2 ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" предусмотрено, что сведения о работающих в организациях застрахованных лицах могут представляться в территориальные органы ПФР как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или по каналам связи) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений. В этом случае юридическая сила представленных документов должна подтверждаться электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством РФ. Вопрос о возможности представления информации в электронной форме решается Пенсионным фондом РФ совместно с конкретными страхователями.

В связи с этим, если организацией принимается решение о представлении сведений в электронной форме через уполномоченного представителя, вопрос о порядке представления данных сведений необходимо решать непосредственно с территориальным органом ПФР.

Д. И.Покшан

Пенсионный фонд РФ

24.09.2009