ООО принято решение об утверждении изменений, вносимых в устав ООО. Обязательно ли в целях государственной регистрации представлять в налоговый орган данные изменения в виде отдельно оформленного документа с изложением текста изменений или достаточно решения ООО? Может ли налоговый орган отказать в государственной регистрации изменений, если эти изменения в виде отдельного документа не представлены?
Ответ: Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон 129-ФЗ) для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
г) документ об уплате государственной пошлины.
В соответствии с пп. "а" п. 1 ст. 23 Закона 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных Законом 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов.
Исходя из фактического смысла указанных норм решение ООО о внесении изменений в устав является самостоятельным документом и не может заменять сами изменения, вносимые в учредительные документы.
Следует отметить, что согласно п. 3 ст. 52 Гражданского кодекса РФ изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях.
Таким образом, гражданским законодательством РФ придается особое юридическое значение непосредственно самим изменениям учредительных документов, действие которых распространяется как на само юридическое лицо, так и на третьих лиц.
С учетом изложенного ООО должно оформить изменения, вносимые в устав, в виде отдельного документа, которые должны быть представлены вместе с иными необходимыми документами на государственную регистрацию, как это и предусмотрено п. 1 ст. 17 Закона 129-ФЗ. В случае несоблюдения данного требования налоговые органы вправе отказать в государственной регистрации изменений.
ФАС Восточно-Сибирского округа согласился с данной позицией и расценил действия налогового органа, выразившиеся в отказе в государственной регистрации изменений, как правомерные (Постановление от 17.02.2009 N А78-3168/08-С2-23/160-Ф02-301/09). ВАС РФ в своем Определении от 18.05.2009 N ВАС-6008/09 поддержал данную позицию.
Вместе с этим, например, ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 14.01.2009 N Ф04-507/2009(20389-А70-26) придерживается по данному вопросу иного мнения, полагая неправомерным довод регистрирующего органа о том, что решение о внесении изменений в учредительные документы и сами изменения в учредительные документы должны оформляться в виде отдельных документов. В связи с этим действия регистрирующего органа, выразившиеся в отказе в государственной регистрации изменений, были расценены судом как незаконные.
В связи с изложенным, а также учитывая неоднозначную судебную практику, при возникновении подобных споров между организациями и регистрирующими органами организациям, возможно, придется отстаивать свою позицию в судебном порядке.
Д. И.Покшан
Пенсионный фонд РФ
24.09.2009