Каков порядок замены ЭКЛЗ на кассовом аппарате?
Ответ: Корни вопроса о применении электронных контрольных лент защищенных (далее - ЭКЛЗ) на кассовых аппаратах уходят в 2001 г., когда на заседании Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам было принято решение не продлевать сроки нахождения в Государственном реестре контрольно-кассовой техники тех моделей, на которых не предусмотрена возможность установки ЭКЛЗ (Протокол от 27.11.2001 N 6/65-2001).
Положения, касающиеся использования ЭКЛЗ, регламентированы Методическими указаниями по применению электронных контрольных лент защищенных в контрольно-кассовых машинах (утв. Решением ГМЭК от 25.06.2002, Протокол N 4/69-2002). Согласно п. 1.1 Методических указаний ЭКЛЗ - это специальное техническое устройство, предназначенное для регистрации и хранения информации о каждом произведенном денежном расчете. Ключевым моментом является то, что благодаря ЭКЛЗ указанная информация не подлежит какой-либо незаконной коррекции. Для этого и было разработано данное устройство.
Установить, заменить и снять ЭКЛЗ с кассового аппарата имеют право только центр технического обслуживания (ЦТО) и генеральные поставщики (п. 3.1 Методических указаний). Замена ЭКЛЗ предусмотрена только в определенных случаях (п. 3.6 Методических указаний):
- при заполнении ЭКЛЗ;
- при истечении установленного срока эксплуатации ЭКЛЗ;
- при перерегистрации ККМ;
- при неисправности ЭКЛЗ.
При замене ЭКЛЗ по тем или иным причинам в налоговый орган необходимо предоставить соответствующую информацию. Алгоритм действий в случае замены ЭКЛЗ был разъяснен налоговыми органами в Письме УФНС России по г. Москве от 28.12.2005 N 22-12/97245. Так, при замене ЭКЛЗ необходимо снять краткий отчет по закрытиям смен из ЭКЛЗ за период от активизации до последней закрытой смены и итоги текущей смены из ЭКЛЗ и провести закрытие архива в соответствии с эксплуатационной документацией генерального поставщика ККТ. В налоговый орган при этом представляются следующие документы:
- карточка регистрации ККТ, на которой будет производиться замена ЭКЛЗ;
- журнал кассира-операциониста;
- техническое заключение о причине замены ЭКЛЗ, выданное ЦТО;
- акт по форме N КМ-2, заверенный печатью ЦТО.
Налоговый орган делает отметку о замене ЭКЛЗ в книге учета ККТ. При этом пользователю ККТ важно не забывать об обязанности хранения замененных ЭКЛЗ в течение пяти лет в соответствии с п. 15 Протокола от 25.06.2002 N 4/69-2002.
Таким образом, процедура замены ЭКЛЗ требует от налогоплательщика четкого порядка действий и определенного количества документов, представляемых в налоговую инспекцию для сообщения о факте замены.
С. А.Почкина
ООО "ИК Ю-Софт"
Региональный информационный центр
Сети КонсультантПлюс
24.09.2009