Организация направила заявление в налоговый орган о регистрации объекта налогообложения налогом на игорный бизнес (игрового стола). Налоговый орган принял данное заявление и выдал организации свидетельство о регистрации объекта налогообложения налогом на игорный бизнес (игрового стола). Организация посчитала, что с момента получения свидетельства она может осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр. Правомерна ли позиция организации?

Ответ: Позиция организации, выражающаяся в том, что с момента получения свидетельства о регистрации объекта налогообложения налогом на игорный бизнес (игрового стола) она может осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр, неправомерна, поскольку выдача данного свидетельства не является основанием для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, таким основанием является лицензия, полученная в порядке, закрепленном в законодательстве.

Обоснование: Согласно пп. 1 п. 1 ст. 366 Налогового кодекса РФ одним из объектов налогообложения налогом на игорный бизнес признается игровой стол.

В соответствии с п. 17 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 244-ФЗ) игровой стол - игровое оборудование, которое представляет собой место с одним или несколькими игровыми полями и при помощи которого организатор азартных игр проводит азартные игры между их участниками либо выступает в качестве их участника через своих работников.

Как закреплено в п. 2 ст. 366 НК РФ, каждый объект налогообложения, указанный в п. 1 данной статьи, подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки (месту нахождения пункта приема ставок букмекерской конторы или тотализатора, процессингового центра тотализатора или процессингового центра букмекерской конторы) этого объекта налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки (открытия пункта приема ставок букмекерской конторы или тотализатора, процессингового центра тотализатора или процессингового центра букмекерской конторы) каждого объекта налогообложения. Регистрация проводится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения. Формы заявления и свидетельства утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах на территории того субъекта Российской Федерации, где устанавливается (устанавливаются), открывается (открываются) объект (объекты) налогообложения, указанный (указанные) в п. 1 данной статьи, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту установки (месту нахождения) такого объекта (таких объектов) налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки (открытия) каждого объекта налогообложения.

Формы документов, используемых при регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, устанавливаются Приказом Минфина России от 22.12.2011 N 184н. Данным Приказом устанавливаются формы заявления и свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес.

Пункт 6 ст. 366 НК РФ устанавливает, что налоговые органы обязаны в течение пяти дней с даты получения заявления от налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения (об изменении количества объектов налогообложения) выдать свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство.

Как гласит ст. 367 НК РФ, по каждому из объектов налогообложения, указанных в ст. 366 НК РФ, налоговая база определяется отдельно как общее количество соответствующих объектов налогообложения.

При этом необходимо отметить, что налогоплательщики должны иметь лицензию на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, порядок выдачи которой определяется Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 14 Закона N 244-ФЗ).

При отсутствии лицензии у субъектов игорного бизнеса устанавливается административная ответственность, на основании ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

По данному вопросу имеется соответствующее разъяснение Минфина России. Как отмечает финансовое ведомство в Письме от 03.05.2012 N 03-05-04-05/02, свидетельство о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес не является документом, подтверждающим право организации на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр.

Таким образом, выдача свидетельства о регистрации объекта налогообложения налогом на игорный бизнес (игрового стола) не является основанием для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, таким основанием является лицензия, полученная в порядке, закрепленном в законодательстве.

Е. Д.Носкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

17.12.2013