Об отсутствии оснований для использования материалов инвентаризации земель в целях внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о местоположении границ земельных участков
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 сентября 2009 г. N Д23-3038
Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости) рассмотрел обращение по вопросу об использовании материалов инвентаризации земель в целях внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о местоположении границ земельных участков и сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.
Вместе с тем полагаем возможным по затронутым в обращении вопросам отметить следующее.
В соответствии с Федеральным законом от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" (далее - Закон о землеустройстве) с изменениями, внесенными Федеральным законом от 13.05.2008 N 66-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон), земельные участки не являются объектами землеустройства. Таким образом, землеустройство (включая инвентаризацию земель) в отношении земельных участков не осуществляется.
Однако, как следует из обращения, материалы инвентаризации земель были подготовлены до вступления в силу Закона.
В соответствии со ст. 19 Закона о землеустройстве материалы инвентаризации земель являются землеустроительной документацией и согласно ст. 24 Закона о землеустройстве должны быть переданы в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.
При этом Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) не предусмотрено представление указанных материалов в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости.
В соответствии со ст. 22 Закона о кадастре для осуществления государственного кадастрового учета земельных участков либо изменений земельных участков (в связи с уточнением местоположения границ земельных участков либо в связи с учетом частей земельных участков) в орган кадастрового учета с соответствующим заявлением должен быть представлен межевой план.
Учитывая изложенное, материалы инвентаризации земель, представляемые в орган кадастрового учета органом местного самоуправления, не могут являться основанием для осуществления государственного кадастрового учета земельных участков или осуществления государственного кадастрового учета изменений земельных участков.
В случае если такие документы направлены в орган кадастрового учета с соответствующим сопроводительным письмом, в котором содержится просьба осуществить государственный кадастровый учет, по мнению Департамента недвижимости, органом кадастрового учета должно приниматься решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета на основании п. 2 ч. 2 ст. 27 Закона о кадастре.
Дополнительно отмечаем, что в соответствии с действующим законодательством материалы инвентаризации земель могут быть использованы для подготовки документов градостроительного зонирования, схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий, а также для подготовки межевых планов.
Директор
Департамента недвижимости
А. И.ИВАКИН
18.09.2009