О рассмотрении возможности подачи заявления и других необходимых для государственной регистрации прав документов в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, путем направления их почтовым отправлением
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 сентября 2009 г. N Д23-3042
Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о возможности подачи заявления и других необходимых для государственной регистрации прав документов в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, путем направления их почтовым отправлением и сообщает.
Пунктом 1 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) установлено, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случае если права возникают на основании нотариально удостоверенной сделки или иного совершенного нотариусом нотариального действия, заявление о государственной регистрации права может подать нотариус, совершивший соответствующее нотариальное действие.
Как Вы правильно указываете, необходимость личного обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предусмотрена Законом о регистрации. Так, согласно п. 4 ст. 16 Закона о регистрации при представлении заявления о государственной регистрации прав физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а представитель физического лица, кроме того, нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую его полномочия, если иное не установлено федеральным законом. Лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени юридического лица, предъявляет документ, удостоверяющий его личность, учредительные документы юридического лица или нотариально удостоверенные копии учредительных документов юридического лица, а представитель юридического лица, кроме того, документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени данного юридического лица, или нотариально удостоверенную копию этого документа, если иное не установлено федеральным законом.
Кроме того, согласно п. 77 Административного регламента исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного Приказом Минюста России от 14.09.2006 N 293, основанием для начала исполнения государственной функции является личное обращение заявителя (правообладателя, сторон (стороны) сделки, их представителей, нотариуса, удостоверившего сделку с соответствующим объектом недвижимого имущества или совершившего иное нотариальное действие, на основании которого возникает соответствующее право) в Росрегистрацию (Росреестр) либо в территориальный орган или его обособленное подразделение с комплектом документов, необходимых для государственной регистрации прав.
Вместе с тем в настоящее время в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ко второму чтению дорабатывается проект федерального закона N 93929-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающий внесение изменений в Закон о регистрации, в том числе в части установления возможности направления документов, необходимых для государственной регистрации прав, почтовым отправлением с объявленной ценностью, описью вложения и уведомлением о вручении. При этом предусматривается, что подлинность подписи заявителя на соответствующем заявлении должна быть засвидетельствована нотариусом.
Заместитель директора
Департамента недвижимости
В. В.АБРАМЧЕНКО
18.09.2009