Организация-поставщик заключила договор поставки с сетью супермаркетов - покупателем, по условиям которого покупатель за определенную плату обязуется оказывать поставщику услуги, связанные с принятием товара, проверкой его количества и качества, информированием об объемах продаж. Вправе ли организация-поставщик учесть стоимость данных услуг в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 18 сентября 2009 г. N 03-03-06/1/597

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях налогообложения прибыли организаций расходов по договору поставки и сообщает следующее.

Согласно п. 11.4 Регламента Минфина России, утвержденного Приказом Минфина России от 23.03.2005 N 45н, обращения организаций и индивидуальных предпринимателей по оценке конкретных хозяйственных ситуаций и осуществлению экспертизы договоров в Департаменте не рассматриваются.

Что касается учета расходов, возникших при исполнении договора поставки, сообщаем, что налогоплательщик - поставщик товара не вправе учитывать те из них, обязанность по несению которых гражданским законодательством возложена на покупателя вне зависимости от момента перехода права собственности на товар.

Так, например, согласно п. п. 1 и 2 ст. 513 Гражданского кодекса Российской Федерации покупатель (получатель) обязан совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие товаров, поставленных в соответствии с договором поставки.

Принятые покупателем (получателем) товары должны быть им осмотрены в срок, определенный законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота.

Покупатель (получатель) обязан в этот же срок проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота, и о выявленных несоответствиях или недостатках товаров незамедлительно письменно уведомить поставщика.

Таким образом, действия покупателя, связанные с принятием товара, проверкой его количества и качества, не могут рассматриваться как услуга, оказанная поставщику, в связи с тем что такие действия являются обязанностью покупателя, вытекающей из норм гражданского законодательства.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

18.09.2009