Налоговым органом в ходе проверки соблюдения требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" в стоматологическом отделении, принадлежащем организации, установлено неприменение ККТ при оказании услуг по рентгену зубов на сумму 375 руб. Рентген-лаборант оказал услугу по рентгену зубов, получив за это 375 руб., при этом чек на ККТ не был пробит и не был выдан покупателю. Организация указала, что при оказании услуг рентген-лаборант использовал собственный материал и действовал в личных интересах. Согласно должностной инструкции в обязанности рентген-лаборанта не входили расчет с клиентами стоматологического отделения и работа на ККТ. При принятии на работу с ним проведен инструктаж, ознакомление с должностной инструкцией, с правилами и порядком работы с пациентами стоматологического отделения. Подлежит ли организация привлечению к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ?

Ответ: Согласно ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных федеральным законом случаях контрольно-кассовых машин, а также отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Таким образом, можно сделать вывод, что организация в данном случае не подлежит привлечению к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ, так как рентген-лаборант действовал в личных интересах.

Правомерность такого вывода подтверждается арбитражной практикой (см., например, Постановления ФАС Центрального округа от 19.03.2009 N А64-3211/08-15, ФАС Уральского округа от 27.08.2007 N Ф09-6757/07-С1).

Следовательно, деятельность работника организации по взиманию платы за услуги, которые были оказаны в личных интересах этого лица при условии отсутствия в его должностных обязанностях обязанности расчета с клиентами, может служить основанием для принятия судом решения в пользу организации.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

17.09.2009