Организация (организация общественного питания) обеспечивает ежедневным питанием учащихся и работников образовательного учреждения. Налоговым органом установлен факт предоставления питания лицу, не являющемуся работником или учащимся данного образовательного учреждения. Организация ссылается на то, что определять потенциального покупателя, относящегося к категории учащихся или работников образовательного учреждения, не входило в ее обязанности, поскольку в образовательном учреждении действует пропускная система и ограничение входа посторонних входит в обязанности охранного предприятия, с которым образовательным учреждением заключен договор. Подлежит ли организация в данном случае привлечению к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ в связи с неприменением ККТ?

Ответ: В соответствии со ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных федеральным законом случаях контрольно-кассовых машин, а также отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Согласно п. 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в том числе при обеспечении питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий.

Согласно п. 5 ст. 51 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" расписание занятий в образовательном учреждении должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся, воспитанников. Организация питания в образовательном учреждении возлагается на образовательное учреждение. В образовательном учреждении должно быть предусмотрено помещение для питания обучающихся, воспитанников.

Согласно п. 24 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 196, организация питания в общеобразовательном учреждении возлагается по согласованию с органами местного самоуправления на общеобразовательное учреждение и организации общественного питания. В общеобразовательном учреждении должно быть предусмотрено помещение для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи.

Таким образом, можно сделать вывод, что организация в данном случае не подлежит привлечению к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ, так как она оказывала услуги в образовательном учреждении, в котором действует пропускная система, соответственно, не предполагала оказывать услуги посторонним лицам.

Правомерность такого вывода подтверждается арбитражной практикой (см., например, Постановления ФАС Уральского округа от 04.05.2005 N Ф09-1757/05-С2, ФАС Дальневосточного округа от 30.07.2007, 25.07.2007 N Ф03-А04/07-2/2906, от 06.06.2007, 30.05.2007 N Ф03-А04/07-2/1697, ФАС Поволжского округа от 23.06.2006 N А55-32245/05-29).

Е. А.Мартынова

Минфин России

17.09.2009