Является ли нахождение у продавца, занимающегося реализацией алкогольной продукции, Правил продажи отдельных видов товаров, которые доводятся до потребителей, в недействующей редакции основанием для привлечения к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ?

Ответ: В соответствии с ч. 3 ст. 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

Согласно п. 1 ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается в том числе нарушение установленных законом правил розничной продажи алкогольной продукции.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" оборот пищевых продуктов, материалов и изделий - купля-продажа (в том числе экспорт и импорт) и иные способы передачи пищевых продуктов, материалов и изделий (далее - реализация), их хранение и перевозки.

Согласно п. 7 ст. 2 Закона N 171-ФЗ алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как питьевой этиловый спирт, спиртные напитки (в том числе водка), вино (в том числе натуральное вино).

Согласно п. 9 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила), настоящие Правила в наглядной и доступной форме доводятся продавцом до сведения покупателей.

Согласно п. 16 Правил потребителю также должна быть предоставлена наглядная и достоверная информация об оказываемых услугах, ценах на них и условиях оказания услуг, а также о применяемых формах обслуживания при продаже товаров (по предварительным заказам, продаже товаров на дому и других формах).

Таким образом, можно сделать вывод, что нахождение у продавца, занимающегося реализацией алкогольной продукции, Правил в недействующей редакции является основанием для привлечения к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, так как предоставляемая продавцом потребителю информация, касающаяся реализации товаров, должна быть достоверной.

Правомерность такого вывода подтверждается арбитражной практикой (см., например, Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.04.2008 N А33-13247/07-Ф02-1430/08, ФАС Поволжского округа от 07.07.2009 N А12-8151/2009, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2007 N 17АП-5863/07-АК, Решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.05.2007 N А60-8317/2007-С10 (Постановлением ФАС Уральского округа от 22.11.2007 N Ф09-9652/07-С1 данное Решение оставлено без изменения).

В Постановлениях ФАС Поволжского округа от 20.12.2006 N А12-15949/06-С6, от 19.12.2006 N А12-14189/2006, Решениях Арбитражного суда Свердловской области от 21.03.2007 N А60-4447/2007-С6 (Постановлением ФАС Уральского округа от 21.08.2007 N Ф09-6683/07-С1 данное Решение оставлено без изменения), от 06.06.2006 N А60-10574/06-С10 (Постановлением ФАС Уральского округа от 18.09.2006 N Ф09-8181/06-С1 данное Решение оставлено без изменения) сделан вывод о малозначительности правонарушения, выразившегося в наличии у продавца Правил в недействующей редакции.

Е. А.Мартынова

Минфин России

17.09.2009