О представлении в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках в случае соответствия сделок суммовым критериям

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМА

от 17 декабря 2013 г. N 03-01-18/55516, от 17 декабря 2013 г. N 03-01-18/55519

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение ООО по вопросу применения отдельных положений разд. V.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает.

Согласно ст. 105.16 Кодекса налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в ст. 105.14 Кодекса.

Соответственно, если сделка не признается контролируемой, то представление уведомления в отношении такой сделки не требуется.

Статьей 105.14 Кодекса установлены условия признания сделок контролируемыми. При этом сделки, предусмотренные пп. 2 и 3 п. 1, п. 2 указанной статьи, признаются контролируемыми в случае, если сумма доходов по таким сделкам в календарном году превышает значение соответствующего суммового критерия.

В 2012 - 2013 гг. положения ст. ст. 105.14 и 105.16 Кодекса применяются с учетом переходных положений, установленных Федеральным законом от 18.07.2011 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" (далее - Закон N 227-ФЗ).

Так, при признании контролируемыми сделок, указанных в пп. 1 п. 2 ст. 105.14 Кодекса, п. 3 ст. 4 Закона N 227-ФЗ предусмотрено применение суммового критерия, который в 2012 г. составляет 3 млрд руб., а в 2013 г. - 2 млрд руб.

При этом п. 7 ст. 4 Закона N 227-ФЗ определено, что требование об уведомлении налоговых органов о совершенных налогоплательщиками контролируемых сделках, в соответствии со ст. 105.16 Кодекса, применяется только в случае, если сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным налогоплательщиком в календарном году с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок), в 2012 г. превысит 100 млн руб., а в 2013 г. - 80 млн руб.

Соответственно, факт превышения указанного суммового критерия устанавливается по каждой совокупности контролируемых сделок, совершаемых с каждым лицом.

Однако возможны ситуации, когда при определении суммы доходов по сделкам за календарный год могут учитываться сделки с несколькими лицами. Речь может идти как о сделках, в которых участвуют более двух лиц, так и о ситуациях, возникающих, в частности, при применении п. 10 ст. 105.14 Кодекса, в соответствии с которым по заявлению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, суд может признать сделку контролируемой при наличии достаточных оснований полагать, что указанная сделка является частью группы однородных сделок, совершенных в целях создания условий, при которых такая сделка не отвечала бы признакам контролируемой сделки, установленным указанной статьей.

Таким образом, если сделка не признается контролируемой в соответствии со ст. 105.14 Кодекса (например, в случае когда сумма доходов по сделкам, указанным в пп. 1 п. 2 ст. 105.14 Кодекса, в 2012 г. не превышает 3 млрд руб., либо по каким-либо иным основаниям), положения ст. 105.16 Кодекса в отношении таких сделок не применяются.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И. В.ТРУНИН