Между организациями заключен договор лизинга транспортного средства, предусматривающий переход права собственности на него к лизингополучателю по окончании срока договора (три года). По условиям договора лизинговый платеж - 2,4 млн руб., балансовая стоимость имущества - 2,1 млн руб. По окончании срока договора остаточная стоимость имущества равна нулю. Сторонами договора определена выкупная стоимость имущества - 1,5 тыс. руб. При проведении налоговой проверки лизингополучателя налоговым органом выкупная стоимость данного имущества пересчитана и увеличена до размера расходов лизингодателя на его приобретение (2,1 млн руб.), и, соответственно, лизингополучателю доначислен налог на прибыль за счет непринятия в расходы затрат на создание амортизируемого имущества. При этом налоговым органом не был привлечен независимый оценщик. Правомерно ли решение налогового органа?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 14 сентября 2009 г. N 03-03-06/1/577

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке налогового учета расходов в виде лизинговых платежей и выкупной стоимости предмета лизинга и сообщает следующее.

Расходы в виде лизинговых платежей (платы за владение и пользование предметом лизинга) учитываются для целей налогообложения прибыли организаций в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 10 п. 1 ст. 264 Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" договором лизинга может быть предусмотрено, что предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя по истечении срока договора лизинга или до его истечения на условиях, предусмотренных соглашением сторон.

В этом случае в договоре лизинга предусматривается выплата лизингодателю выкупной цены предмета лизинга, определяемой на основании соглашения сторон. Для целей налогообложения прибыли расходы лизингополучателя в виде выкупной цены предмета лизинга при переходе права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю являются расходами на приобретение амортизируемого имущества или расходами на приобретение прочего имущества, не являющегося амортизируемым, в зависимости от размера выкупной цены с учетом положений п. 1 ст. 256 Кодекса.

Порядок налогового контроля за правильностью применения налогоплательщиками цен по сделкам, в том числе по договорам лизинга, установлен ст. 40 Кодекса. Указанной статьей, в частности, установлены основания и порядок проведения указанного контроля.

Одновременно сообщаем, что порядок обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения установлен ст. 101.2 Кодекса.

Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И. В.ТРУНИН

14.09.2009