Организация, в соответствии с заключаемыми трудовыми договорами с работниками, оплачивает пособие по временной нетрудоспособности в размере, превышающем максимально установленный размер пособия, выплачиваемого из средств ФСС РФ. При этом такая доплата не превышает средний заработок работника, рассчитанный в соответствии с законодательством для расчета пособия по временной нетрудоспособности. В соответствии с изменениями, внесенными в НК РФ ст. 24 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ, п. 15 ст. 255 НК РФ признан утратившим силу. В связи с этим вправе ли организация с 01.01.2010 учитывать в расходах по налогу на прибыль доплату работникам до фактического заработка при временной утрате трудоспособности в соответствии с п. 25 ст. 255 НК РФ?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 14 сентября 2009 г. N 03-03-06/2/169

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета расходов в виде сумм доплаты работникам до фактического заработка при временной утрате трудоспособности и сообщает следующее.

В соответствии с положениями ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

В соответствии со ст. 183 Трудового кодекса Российской Федерации размеры пособий по временной нетрудоспособности и условия их выплаты устанавливаются федеральным законом.

КонсультантПлюс: примечание.

Статья 8 Федерального закона от 25.11.2008 N 216-ФЗ в редакции Федерального закона от 28.04.2009 N 78-ФЗ не устанавливает максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием) в 2010 г.

Так, ст. 8 Федерального закона от 25.11.2008 N 216-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" (далее - Закон N 216-ФЗ) установлено, что максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием) за полный календарный месяц не может превышать в 2010 г. 20 030 руб.

Однако размер фактически выплачиваемого работодателем пособия по временной нетрудоспособности, исчисленного согласно трудовым и (или) коллективным договорам, может превышать указанные суммы.

Статьей 24 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ п. 15 ст. 255 Кодекса признан утратившим силу.

Таким образом, в случае если размер фактически выплачиваемого работодателем в 2010 г. пособия по временной нетрудоспособности, исчисленного согласно трудовому и (или) коллективному договору, превышает сумму, установленную Законом N 216-ФЗ на 2010 г., налогоплательщик имеет право учесть сумму превышения фактически выплачиваемого пособия по временной нетрудоспособности в пределах фактического (среднего) заработка над максимальным размером пособия по временной нетрудоспособности в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, в соответствии с положениями п. 25 ст. 255 Кодекса, т. е. как другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором.

Учитывая изложенное, отнесение работодателем сумм вышеуказанных доплат к расходам при исчислении налогооблагаемой прибыли возможно только в случае, если такие доплаты предусмотрены трудовыми и (или) коллективными договорами (контрактами) согласно ст. 255 Кодекса.

Одновременно сообщаем, что мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

14.09.2009