Правомерно ли привлечение налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление налоговому органу затребованных документов об утверждении нормативов потерь при исчислении НДПИ?

Ответ: В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.

Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов. Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования. Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ (п. п. 1, 3 и 4 ст. 93 НК РФ).

При этом согласно п. 9 ст. 88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговые органы вправе помимо документов, указанных в п. 1 ст. 88 НК РФ, истребовать у налогоплательщика иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов.

Пунктом 1 ст. 126 НК РФ установлена ответственность налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) за непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах.

В целях исчисления НДПИ нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством РФ.

Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 N 921 (далее - Правила).

В соответствии с п. п. 2 и 5 названных Правил нормативы потерь твердых полезных ископаемых (кроме общераспространенных) утверждаются Федеральным агентством по недропользованию.

Нормативы потерь общераспространенных полезных ископаемых утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Нормативы потерь углеводородного сырья ежегодно утверждаются Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с Федеральным агентством по недропользованию.

При этом Федеральное агентство по недропользованию, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, Министерство энергетики Российской Федерации направляют сведения об утвержденных нормативах потерь в Федеральную налоговую службу в 10-дневный срок со дня их утверждения.

Кроме того, как указывает Минфин России в Письме от 04.10.2007 N 03-06-06-01/50, на основании пп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ с 1 января 2007 г. в случае, если на момент наступления срока уплаты налога по итогам первого налогового периода очередного календарного года у налогоплательщика отсутствуют утвержденные нормативы потерь на очередной календарный год, впредь до утверждения указанных нормативов потерь применяются нормативы потерь, утвержденные ранее в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 N 921, а по вновь разрабатываемым месторождениям - нормативы потерь, установленные техническим проектом.

Из приведенных норм следует, что налоговые органы должны располагать сведениями об утверждении нормативов потерь (о чем свидетельствует также ФНС России в Письме от 27.08.2008 N ШС-6-3/610@).

Таким образом, привлечение налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление налоговому органу выписки из документов об утверждении нормативов потерь при исчислении НДПИ является неправомерным.

Данный вывод подтверждается также арбитражной практикой (см., например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.07.2008 N Ф04-4512/2008(8603-А46-31)).

М. И.Дедусова

ООО "Юридическая компания

"Налоговая помощь"

11.09.2009