Организация расположена в г. Москве, а ее филиал - в Ленинградской области. И в организации, и в ее филиале заключаются коллективные договоры. Могут ли в разных субъектах Российской Федерации предъявляться различные требования к перечню документов, которые должен представить работодатель в регистрирующий орган вместе с коллективным договором, направляемым данным работодателем на уведомительную регистрацию (ст. 50 ТК РФ)?

Ответ: Учитывая, что согласно ст. 72 Конституции РФ (п. "к" ч. 1) трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в разных субъектах Российской Федерации могут предъявляться различные требования к перечню документов, которые должен представить работодатель в регистрирующий орган вместе с коллективным договором, направляемым данным работодателем на уведомительную регистрацию (ст. 50 Трудового кодекса РФ).

Обоснование: Согласно ст. 72 Конституции РФ (п. "к" ч. 1) трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 50 ТК РФ коллективный договор в течение семи дней со дня подписания направляется работодателем на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду. Вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации. При осуществлении регистрации коллективного договора соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. Условия коллективного договора, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению.

Как следует из пп. 44.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов осуществления уведомительной регистрации региональных соглашений, территориальных соглашений и коллективных договоров.

Вместе с тем в п. 6 ст. 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ, а также в ч. 1 ст. 50 ТК РФ указано, что законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена возможность наделения органов местного самоуправления полномочиями по регистрации коллективных договоров и территориальных соглашений.

В связи с изложенным в различных субъектах Российской Федерации приняты разные перечни документов, направляемых работодателем в орган по труду вместе с коллективным договором.

Так, например, согласно п. 2.4 Положения о порядке уведомительной регистрации коллективных договоров, соглашений в сфере труда в Ленинградской области, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области от 28.07.2009 N 230, к коллективным договорам, направленным на уведомительную регистрацию, прилагаются следующие документы:

письмо работодателя, представителя работодателя по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению;

сведения об организации по формам согласно приложению к настоящему Положению;

выписка из протокола заседания комиссии по регулированию социально-трудовых отношений о подписании коллективного договора, а также изменений и дополнений коллективного договора или о продлении срока его действия;

информация о выполнении коллективного договора за предшествующий период.

А. Б.Иванов

Общероссийское отраслевое

объединение работодателей

"Союз работодателей атомной

промышленности, энергетики и науки России"

16.12.2013