В связи с тем что плательщиками транспортного налога в отношении воздушных судов согласно Методическим рекомендациям по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй НК РФ являются эксплуатанты, а согласно Письму Минфина России от 10.12.2007 N 03-05-05-04/07 - собственники воздушных судов, просим разъяснить, на основании каких норм законодательства следует определять налогоплательщика в отношении воздушных судов?

Ответ: Положениями ст. 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками транспортного налога признаны лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ к объектам налогообложения транспортным налогом отнесены, в частности, самолеты, вертолеты и другие воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В п. 6 Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177 (далее - Методические рекомендации), установлено, что в отношении воздушных судов плательщиками транспортного налога являются именно эксплуатанты, т. е. согласно положениям ст. 61 Воздушного кодекса РФ - граждане или юридические лица, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов в соответствии с сертификатом (свидетельством) эксплуатанта или иным основанием, признаваемым ВК РФ.

Указанные положения Методических рекомендаций были определены в соответствии с п. п. 2.2, 7.1 и 7.2 Правил государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса России от 12.10.1995 N ДВ-110 (далее - Правила), в соответствии с которыми воздушные суда подлежали государственной регистрации на эксплуатанта.

Вместе с тем названные Правила утратили силу в связи с изданием Приказа Минтранса России от 14.12.2004 N 44 "Об отмене актов Министерства транспорта Российской Федерации", и с 19.10.2007 вступили в силу новые Правила государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации, утвержденные Приказом Минтранса России от 02.07.2007 N 85 (далее - Правила, утвержденные Приказом Минтранса России N 85), положениями которых установлено, что гражданские воздушные суда подлежат государственной регистрации на собственника этих судов.

Указанная регистрация воздушных транспортных средств на их собственников осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта с октября 2007 г.

На основании вышеизложенного и с учетом положений п. 1 ст. 360 НК РФ, согласно которым налоговый период по транспортному налогу (т. е. установленный законом период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате) составляет календарный год, налогоплательщиками транспортного налога до 01.01.2008 являлись указанные в свидетельстве о регистрации гражданского воздушного судна эксплуатанты.

Относительно определения налогоплательщика транспортного налога в отношении воздушных судов с 01.01.2008 необходимо иметь в виду следующее.

Пунктом 9 ст. 33 ВК РФ установлено, что право собственности и иные вещные права на воздушное судно, а также ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации и осуществляются согласно ст. 131 Гражданского кодекса РФ.

Пунктом 1 ст. 131 ГК РФ установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.

Статьей 33 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлено, что впредь до принятия соответствующих федеральных законов, основанных на положениях п. 1 ст. 131 ГК РФ, применяется действующий порядок регистрации прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.

Федеральный закон от 14.03.2009 N 31-ФЗ "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними" (далее - Федеральный закон N 31-ФЗ) был опубликован в марте 2009 г. и на основании положений ст. 23 вступает в силу в сентябре текущего года.

При этом п. 1 ст. 5 Федерального закона N 31-ФЗ установлено, что права на воздушные суда, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона N 31-ФЗ, и сделки с ними, совершенные до этого момента, признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации, предусмотренной Федеральным законом N 31-ФЗ. На этом основании государственная регистрация указанных прав не является обязательной и осуществляется по желанию их обладателей.

Согласно положениям п. 2 ст. 131 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией прав может также осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 33 ВК РФ гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения, подлежат государственной регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с выдачей свидетельств о государственной регистрации или в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства при условии заключения соглашения о поддержании летной годности между Российской Федерацией и государством регистрации. Указанная регистрация осуществляется в порядке, установленном вышеназванными Правилами, утвержденными Приказом Минтранса России N 85.

Кроме того, воздушные суда подлежат постановке на бухгалтерский учет в качестве основных средств у организаций и индивидуальных предпринимателей.

Из вышеизложенных законодательных норм, а также из положений п. 2 ст. 1 Федерального закона N 31-ФЗ, согласно которым государственная регистрация прав осуществляется на подлежащие государственной регистрации в соответствии с ВК РФ гражданские воздушные суда, а также на государственные воздушные суда, которые используются в коммерческих целях в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, следует, что основанием для государственной регистрации прав на воздушные суда является их регистрация в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации.

С учетом изложенного и на основании системного применения норм гражданского законодательства налогоплательщиками транспортного налога после 01.01.2008 и до вступления в силу Федерального закона N 31-ФЗ являются указанные в свидетельстве о регистрации гражданского воздушного судна эксплуатанты, а после вступления в силу Федерального закона N 31-ФЗ - собственники воздушных судов, зарегистрировавшие права на них в порядке, установленном указанным Законом (при возникновении (изменении) прав после вступления в силу Федерального закона N 31-ФЗ), а также (в соответствии с положениями п. 1 ст. 5 Федерального закона N 31-ФЗ) собственники, права которых на воздушные суда возникли до дня вступления в силу Федерального закона N 31-ФЗ.

И. А.Давыдова

Советник государственной

гражданской службы РФ

2 класса

09.09.2009