О порядке учета имущества, переданного в порядке дарения в государственную казну, для целей исчисления налога на прибыль, а также об отсутствии оснований для налогообложения НДС безвозмездной передачи движимого и недвижимого имущества (пунктов пропуска) его собственниками в федеральную собственность (казну Российской Федерации)

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 7 сентября 2009 г. N ММ-20-3/1313

Федеральная налоговая служба рассмотрела запрос и сообщает следующее.

Безвозмездная передача имущества в пределах гражданских отношений рассматривается как дарение.

В соответствии с п. 1 ст. 572 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.

При этом согласно п. 3 ст. 574 ГК РФ договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.

Положениями Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) каких-либо особенностей в отношении операций по безвозмездной передаче - дарению имущества в казну Российской Федерации не установлено.

В этой связи ФНС России сообщает следующее.

По налогу на прибыль организаций.

На основании ст. 247 Кодекса объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 252 Кодекса в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).

При дарении (безвозмездной передаче) казне государства имущества, принадлежащего организации на праве собственности, не предполагается получение организацией каких-либо доходов от этой сделки. Поэтому такая передача является безвозмездной передачей имущества.

В п. 16 ст. 270 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей.

Таким образом, организация при безвозмездной передаче амортизируемого имущества не получает экономической выгоды, в связи с чем в соответствии со ст. 41 Кодекса у нее не возникает дохода, учитываемого для целей налогообложения прибыли.

При этом расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации), а также расходы, возникшие в связи с передачей имущества, на основании п. 16 ст. 270 Кодекса не учитываются в составе расходов при формировании налоговой базы.

По налогу на добавленную стоимость.

Объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 Кодекса признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. Исключением являются операции, не признаваемые объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с п. 2 ст. 146 Кодекса.

Так, в соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 146 Кодекса не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.

Таким образом, в случае безвозмездной передачи движимого и недвижимого имущества (пунктов пропуска) его собственниками в федеральную собственность (казну Российской Федерации) объекта налогообложения налогом на добавленную стоимость не возникает.

Также не возникает объекта налогообложения налогом на добавленную стоимость при передаче федерального имущества в оперативное управление Федеральному государственному учреждению "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы".

М. П.МОКРЕЦОВ

07.09.2009