Объединения работодателей: их права и обязанности в системе социального партнерства
(Нуртдинова А. Ф.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2003) Текст документаПодготовлен для системы КонсультантПлюс
ОБЪЕДИНЕНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ: ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА <*>
Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 сентября 2003 года
А. Ф. НУРТДИНОВА
А. Ф. Нуртдинова, доктор юридических наук.
Право на участие в системе социального партнерства, коллективно-договорное регулирование трудовых отношений принадлежит работодателю, являющемуся ключевой фигурой в использовании и организации труда. Работодатели (работодатель) выполняют обязательства, возникающие из коллективного договора, соглашения, создают условия для функционирования в организации представительных органов работников, проводят с ними консультации, предоставляют необходимую информацию и т. п. Они в соответствии со ст. 25 ТК признаются стороной социального партнерства. Однако в связи с тем, что система социального партнерства включает различные уровни взаимодействия (федеральный, региональный, отраслевой, территориальный), встает вопрос о согласовании интересов работодателей, действующих на соответствующем уровне, и о представительстве их в коллективных переговорах и других формах социального партнерства. Представителями групповых интересов работодателей признаются созданные ими организации. Правовой статус объединений работодателей во всем мире базируется на положениях Конвенции МОТ N 87 "О свободе ассоциации и защите права на организацию" (1948) <*>. -------------------------------- <*> Конвенция N 87 ратифицирована СССР и действует на территории Российской Федерации с 4 июля 1950 года.
Конвенция предусматривает право трудящихся и предпринимателей создавать организации и вступать в них. Свободная реализация этого права зависит от трех аспектов: отсутствия какого-либо различия в законодательстве и практике по отношению к тем, кто имеет право на объединение, отсутствия необходимости в предварительном разрешении на создание организаций, а также свободы выбора организаций для вступления в них <*>. -------------------------------- <*> Freedom of Assotiation and Collective Bargaining. P. 121.
По отношению к работодателям принцип свободы создавать организации без какого-либо различия означает, что законодательство и практика каждой страны, ратифицировавшей Конвенцию, устанавливают равные для всех работодателей условия и процедуру создания таких организаций, не делая исключений и не предусматривая привилегий. Организации работодателей так же, как и организации трудящихся, создаются без предварительного разрешения со стороны органов государственной власти. Соблюдение некоторых формальностей (регистрация, например) допустимо. Однако они не должны быть настолько сложными или продолжительными, чтобы это на практике давало возможность властям по своему усмотрению отказывать в создании организаций <*>. В соответствии со ст. 4 Конвенции N 87 указанные организации не подлежат роспуску или временному запрещению в административном порядке. -------------------------------- <*> Свобода объединения и коллективные переговоры. С. 50.
Еще одним принципом, закрепленным в Конвенции N 87, и соответственно еще одним элементом права на объединение необходимо признать право работодателей создавать организации по собственному выбору. Эксперты МОТ считают, что это право подразумевает полномочия по выбору структуры и состава организации, по разработке ее устава и регламента, по формированию программы действий (ст. 3 Конвенции), а также по созданию федераций и конфедераций (ст. 5 Конвенции). Работодатели обладают также правом вступать в уже действующие организации на единственном условии подчинения уставам последних (ст. 2 Конвенции). Конвенция МОТ N 98 "О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров" (1949) вносит некоторые уточнения в правовое положение организаций работодателей. Так, ст. 2 Конвенции предусматривает, что организации трудящихся и предпринимателей пользуются надлежащей защитой против любых актов вмешательства со стороны друг друга. Правда, это положение направлено в основном на защиту профсоюзов от прямого или косвенного воздействия работодателей, однако общий принцип невмешательства сохраняет свое значение. Уместно заметить, что в ходе работы над проектом закона об объединениях работодателей обсуждалось предложение о введении обязанности работодателей создать объединение по требованию профсоюза (профсоюзов), желающего вступить в переговоры для заключения соглашения. Такое предложение свидетельствует о формирующейся в среде профсоюзных активистов тенденции рассматривать объединение работодателей как организацию, в определенной степени зависимую от профсоюзов, что, безусловно, противоречит Конвенции N 87. Действительно, практика ряда стран со сложившейся системой социального партнерства развивалась по пути создания объединений работодателей под давлением профсоюзов, но такое "социально-экономическое" давление никоим образом не означает юридического принуждения. Напомним, что Конвенция МОТ N 87 закрепляет право на объединение, а отнюдь не обязанность создавать какие-либо организации. Конвенция N 98 (ст. 4) предписывает государствам - членам МОТ принимать меры, способствующие ведению переговоров между организациями работодателей и организациями трудящихся с целью установления условий труда путем заключения коллективных договоров. Таким образом, становится очевидным, что одним из направлений деятельности организаций работодателей является сотрудничество с профсоюзами, участие в коллективно-договорном регулировании труда, в системе социального партнерства. Обобщая те элементы правового статуса, которые отражены в документах МОТ, можно сделать вывод о том, что организации работодателей создаются с целью представительства и защиты интересов работодателей, участия в коллективно-договорном регулировании. Они независимы от государства и от организаций трудящихся, обладают правом на самоуправление, могут объединяться в федерации и конфедерации и приобретать права юридического лица (ст. 7 Конвенции N 87). Позиция Международной организации труда находит отражение в законодательстве и практике зарубежных стран. Объединения работодателей повсеместно создаются как специальные представительные организации, призванные защищать интересы своих членов. Обычно различают два вида объединений юридических лиц <*>: а) специализирующиеся на трудовых (или социальных) вопросах и б) так называемые экономические организации, которые ставят своей целью защиту коммерческих интересов своих членов, проведение единой ценовой политики и т. п. -------------------------------- <*> Зарубежные авторы специально подчеркивают, что организации работодателей - это объединения предприятий (см., например: Comparative Labour Law and Industrial Relations in Industrialised Market Economies. P. 105).
Зарубежное законодательство не содержит указаний на цель создания и направления деятельности тех или иных объединений, это определяется учредителями в уставе. Анализ практики создания и деятельности организаций работодателей приводит исследователей к выводу о том, что объединения работодателей "в чистом виде" (объединения группы "а") встречаются гораздо реже, чем ассоциации "экономического характера", хотя они получили распространение в некоторых странах, например в Финляндии, других скандинавских странах, в ФРГ. Практика складывается таким образом, что полномочия по участию в коллективных переговорах, в трехсторонних консультациях, в работе постоянно действующих партнерских органов часто осуществляют объединения юридических лиц, созданные для других целей. В качестве примера можно привести торгово-промышленные палаты <*>. -------------------------------- <*> Comparative Labour Law... P. 105.
Некоторые объединения сочетают "коммерческие" и "трудовые" функции, т. е. защищают интересы предпринимателей в сфере производства и сбыта продукции и одновременно участвуют в социальном партнерстве. Такие объединения характерны для Франции, Великобритании, Италии, Бельгии <*>. -------------------------------- <*> Киселев И. Я. Сравнительное и международное трудовое право: Учебник для вузов. М.: Дело, 1999. С. 235.
Объединения работодателей могут обладать правами юридического лица (как правило, после регистрации в соответствующих государственных органах) или не обладать таковыми, что, однако, не влияет на их трудовую правосубъектность. Исходя из того что основную деятельность таких объединений составляет осуществление представительских функций, можно предположить, что они относятся к некоммерческим организациям. Такова общая характеристика объединений работодателей, позволяющая составить первое впечатление о такого рода организациях. Российское законодательство довольно продолжительное время лишь упоминало об объединениях работодателей, не определяя их понятия и правового статуса. В частности, Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2490-1 "О коллективных договорах и соглашениях" (с изменениями и дополнениями) <*> предусматривал, что объединения работодателей выступают представителями работодателей на коллективных переговорах (ст. 2) и являются участниками различных видов соглашений (ст. 19). Федеральный закон от 1 мая 1999 года N 92-ФЗ "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" <**> называл общероссийские объединения работодателей в качестве членов Российской трехсторонней комиссии (ст. 1). -------------------------------- <*> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 17. Ст. 890; Собрание законодательства РФ. 1995. N 48. Ст. 4558; Собрание законодательства РФ. 1999. N 18. Ст. 2219; Собрание законодательства РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2. <**> Собрание законодательства РФ. 1999. N 18. Ст. 2218.
В связи с этим объединениями работодателей на практике признавались любые организации предпринимателей (а иногда и объединения руководителей организаций), в уставе которых в качестве одной из целей указывалось участие в системе социального партнерства, взаимодействие с профессиональными союзами, заключение соглашений и т. п. Действовали такие организации в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (с изменениями и дополнениями) <*>. -------------------------------- <*> Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 145; Собрание законодательства РФ. 1998. N 48. Ст. 5849; Собрание законодательства РФ. 1999. N 28. Ст. 3473; Собрание законодательства РФ. 2002. N 12. Ст. 1093; Собрание законодательства РФ. 2002. N 52 (2 ч.). Ст. 5141.
В основу их образования были положены самые различные критерии. В их числе: отраслевой или территориальный признак, вид юридического лица (совместные предприятия, приватизируемые и частные предприятия, банки, оборонные предприятия и т. п.), единство организационно-правовой формы юридических лиц и сферы их деятельности (ассоциация развития негосударственных пенсионных фондов, союз акционерных обществ, союз инновационных предприятий), иные особенности субъекта предпринимательской деятельности (ассоциация женщин - предпринимателей России). Некоторые объединения были созданы без указания в уставе (и отражения в наименовании) четкого критерия единства членов организации. Остается неясным, на основе каких совместных интересов и для осуществления каких единых целей основываются данные объединения. Примерами могут служить Лига промышленников и товаропроизводителей, Ассоциация делового сотрудничества с зарубежными странами и другие. Особым объединением работодателей выступали торгово-промышленные палаты. Они создаются и осуществляют свою деятельность на основе Закона Российской Федерации от 7 июля 1993 г. N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) <*>. В числе задач торгово-промышленных палат Закон предусматривает создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности, урегулирование отношений предприятий с их социальными партнерами; организацию взаимодействия предприятий и представителей работников. -------------------------------- <*> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 33. Ст. 1309; Собрание законодательства РФ. 1995. N 21. Ст. 1930; Собрание законодательства РФ. 1997. N 20. Ст. 2231; Собрание законодательства РФ. 1998. N 30. Ст. 3608; Собрание законодательства РФ. 2002. N 12. Ст. 1093; Собрание законодательства РФ. 2002. N 28. Ст. 2790; Собрание законодательства РФ. 2002. N 43. Ст. 4190; Собрание законодательства РФ. 2002. N 51. Ст. 4982; Собрание законодательства РФ. 2003. N 2. Ст. 171; Собрание законодательства РФ. 2003. N 24. Ст. 2249.
Основной целью таких союзов (ассоциаций и т. д.) являлась организация рыночного пространства, обеспечение свободы предпринимательства, поддержка деловой активности и т. д. (п. 2.1 Устава Российского союза промышленников и предпринимателей). Объединений работодателей "в чистом виде", созданных исключительно для участия в системе социального партнерства, не существовало. Осуществляя реформу трудового законодательства, законодатель счел необходимым преобразовать систему представительства работодателей, стимулировать реорганизацию всех существующих организаций на иных принципах, ввести четкие критерии создания объединений работодателей. Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. N 156-ФЗ "Об объединениях работодателей" <*> (ст. 3) признает объединение работодателей самостоятельной формой некоммерческой организации, основанной на членстве работодателей (юридических и (или) физических лиц). -------------------------------- <*> Собрание законодательства РФ. 2002. N 48. Ст. 4741.
Это означает, что с момента введения в действие указанного Закона (30 ноября 2002 г.) объединениями работодателей могут считаться лишь организации, в наименовании и учредительных документах которых прямо указано, что они являются объединениями работодателей. Соответственно их единственной целью является представительство и защита интересов работодателей в системе социального партнерства (ст. 2 Закона). Значение такого нововведения трудно переоценить. Фактически оно вводит принципиально иную систему представительства работодателей - для участия в системе социального партнерства они должны создать новые организации, отвечающие требованиям Закона от 27 ноября 2002 г., хотя прямо об этом в Законе не упоминается. Переходные положения (ст. 18 Закона) предусматривают, что объединения работодателей, созданные до вступления в силу Закона от 27.11.2002, в течение трех лет обязаны привести свои учредительные документы в соответствие с указанным Законом. При этом игнорируется тот факт, что в России практически не существует объединений, которые создавались бы лишь для участия в системе социального партнерства и которые в полной мере отвечают признакам объединения работодателей, нашедшим отражение в Законе от 27 ноября 2002 г. Таким образом, речь должна идти не об изменении учредительных документов, а о преобразовании действующих организаций или создании новых. Это уже создало трудности в практике коллективно-договорного регулирования. Чтобы избежать их в дальнейшем, во многих регионах проводится достаточно серьезная организационная работа по созданию объединений работодателей или реорганизации союзов (ассоциаций и т. п.) предпринимателей, которые до последнего времени представляли интересы своих членов как при заключении соответствующих соглашений, так и в деятельности постоянно действующих трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений. Каким требованиям должно отвечать объединение работодателей в соответствии с новым законодательством? Согласно ст. 3 Закона от 27 ноября 2002 г. объединение работодателей - это форма некоммерческой организации, основанная на членстве работодателей (юридических и (или) физических лиц). Это, довольно скупое, определение выделяет тем не менее главную черту объединений работодателей - принадлежность к некоммерческим организациям, т. е. организациям, не имеющим извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющим полученную прибыль между участниками. <*> -------------------------------- <*> Ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" // Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 145; Собрание законодательства РФ. 1998. N 48. Ст. 5849; Собрание законодательства РФ. 1999. N 28. Ст. 3473; Собрание законодательства РФ. 2002. N 12. Ст. 1093; Собрание законодательства РФ. 2002. N 52 (2 ч.). Ст. 5141.
Как и другие некоммерческие организации, объединение работодателей создается с определенной социальной целью. Этой целью в соответствии со ст. 2 Закона от 27 ноября 2002 г. и ст. 33 ТК РФ является представительство законных интересов и защита прав своих членов в системе социального партнерства (в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления). Законодательное определение цели создания объединений работодателей исключительно важно. Во-первых, это позволяет выделить их из других объединений предпринимателей (указание на цель объединения должно содержаться в уставе организации - ст. 11 Закона от 27.11.2002). Во-вторых, способствует упорядочению связей в системе социального партнерства, указывая на то, что представляются и защищаются только законные интересы работодателей. Иными словами, отраженные в объективном праве либо вытекающие из его общего смысла и в определенной степени гарантированные государством простые юридические дозволения, выражающиеся в стремлениях субъекта пользоваться конкретным социальным благом <*>. -------------------------------- <*> Малько А. В. Субъективное право и законный интерес // Правоведение. 2000. N 3. С. 35.
Наконец, в-третьих, четко определяет основы правоотношения, складывающегося между объединением работодателей и его членами, и роль в осуществлении коллективно-договорного регулирования трудовых отношений. Организация (объединение) работодателей является объединением субъектов, состоящих в трудовых отношениях с работниками (ст. 20 ТК РФ). В зависимости от конкретных условий и потребностей это может быть объединение юридических лиц (наиболее распространенный вид объединения работодателей), объединение физических лиц (например, предпринимателей без образования юридического лица), объединение юридических и физических лиц. Единственным требованием к субъектам, создающим организации указанного вида или вступающим в них, является принадлежность их к "классу" работодателей. Следует подчеркнуть, что в том случае, когда работодателем выступает юридическое лицо (организация), именно оно является членом (учредителем) объединения работодателей. Руководитель организации не может быть членом объединения работодателей, он действует от имени возглавляемого им юридического лица <*>. -------------------------------- <*> Необходимо различать объединения работодателей, созданные для участия в системе социального партнерства, и общественные организации, членами которых являются руководители организаций. В качестве примера можно привести Общероссийскую общественную организацию "Российский союз предпринимателей текстильной и легкой промышленности", устав которой зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 мая 2003 г. за N 4245. Членами данной Организации могут быть предприниматели и специалисты в области текстильной и легкой промышленности (п. 4.1 Устава).
Объединение работодателей (создание соответствующей некоммерческой организации) является добровольным. Это вслед за Конвенцией МОТ N 87 подчеркивает как Закон от 27 ноября 2002 г., так и Трудовой кодекс (ст. 33). Любой работодатель свободно решает вопрос о своем вступлении в объединение работодателей или выходе из него (ст. 5 Закона от 27.11.2002). Ни профессиональные союзы, ни органы государственной власти не вправе принуждать работодателей к объединению, каким бы целесообразным оно не казалось. Объединение работодателей относится к тем некоммерческим организациям, которые основаны на членстве (ст. 3 Закона от 27.11.2002, ст. 33 ТК РФ). Членство предполагает наличие продолжительной и организационно определенной связи между работодателем и объединением работодателей. Это означает, что, вступая в объединение (выступая одним из его учредителей), работодатель приобретает особый статус члена объединения: выполняет определенные обязанности (уплата членских взносов, выполнение соглашений, заключенных объединением и т. д.) и пользуется правами (получение информации, консультации, участие в управлении объединением и др.). Он не может прекратить выполнение своих обязанностей до тех пор, пока не оформит надлежащим образом прекращение своего членства в объединении работодателей. Будучи созданным для представительства интересов работодателей, объединение выступает представителем работодателей (ст. 33 ТК РФ), а не стороной социального партнерства (ст. 25 ТК РФ). Это ярко проявляется при заключении различного вида соглашений. В этом случае отношения "работодатель - объединение работодателей" строятся по цивилистической модели представительства, т. е. от имени и в интересах стороны соглашения - работодателей - действует объединение, однако правовые последствия возникают лишь для представляемых. Обязательства по обеспечению соответствующих условий труда, соблюдению социальных гарантий для работников несут работодатели, от имени которых заключено соглашение, у них возникают обязанности, связанные с действиями представителя (ст. 8 Закона от 27.11.2002). Объединение работодателей не несет ответственности по обязательствам своих членов, в том числе по обязательствам, предусмотренным соглашениями, заключенными этим объединением работодателей. Оно ответственно лишь за нарушение или невыполнение собственных обязательств, закрепленных соглашением (ст. 15 Закона от 27.11.2002). Например, обязанностей, связанных с координацией деятельности своих членов или участием в организации деятельности отрасли в целом. Так, отраслевое соглашение по организациям рыбного хозяйства на 2003 - 2005 годы было принято с участием Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ), которая обязалась, в частности, совместно с Госкомрыболовством России вырабатывать рекомендации по вопросам развития рыбного хозяйства и совершенствования социально-экономической базы отрасли (пункт 2.3.1) <*>. -------------------------------- <*> Соглашение опубликовано в Информационно-правовой системе КонсультантПлюс.
Надо подчеркнуть, что в соглашении должно быть проведено четкое разграничение обязанностей работодателей, использующих труд работников и обеспечивающих определенный уровень условий труда, и объединения работодателей, которое по отношению к своим членам осуществляет организационные, информационные, консультационные функции, но не может отвечать за предоставление гарантий работникам. Главная задача объединений работодателей в сфере трудовых отношений - организовать работодателей отрасли, региона, территории для участия в системе социального партнерства. При невыполнении тем или иным работодателем своих обязательств по соглашению объединение работодателей может принять участие в разрешении возникших разногласий, привлечь других членов объединения для обсуждения этого вопроса, оказать воздействие на виновного работодателя и т. п. Именно в возможности такого - неформального - подхода к решению возникающих проблем и состоит значение добровольного объединения. Характерным признаком объединений работодателей надо признать их независимость. В соответствии со ст. 6 Закона от 27 ноября 2002 г. объединения работодателей осуществляют свою деятельность независимо от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов и их объединений, политических партий и движений, других общественных организаций (объединений). Таким образом, декларируется абсолютная "автономность" организации, управления и функционирования объединений работодателей. Учредители самостоятельно определяют задачи и направления деятельности созданного объединения, его вид, разрабатывают устав, формируют органы управления, определяют их компетенцию. Создание, реорганизация, ликвидация объединения работодателей зависят исключительно от воли его учредителей (членов) <*> и не требуют согласования ни с органами государственной власти, ни с представительными организациями работников. Это в полной мере согласуется с положениями международного трудового права (Конвенция МОТ N 87). -------------------------------- <*> Исключение составляют общие положения гражданского законодательства, позволяющие ликвидировать некоммерческую организацию по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов (ст. 61 ГК РФ).
Надо отметить, что не допускается воздействие на объединения работодателей не только со стороны органов государственной власти, но и со стороны институтов гражданского общества, таких, как органы местного самоуправления, политические партии, профсоюзы. В современных российских условиях это имеет определенное значение, поскольку в некоторых регионах наблюдается стремление поставить объединения работодателей в зависимость от профсоюзов (структуры их построения, требований руководящих органов профсоюзов о создании объединений и т. п.). Независимость объединений работодателей гарантируется запрещением вмешательства органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность объединений работодателей, если такое вмешательство может повлечь за собой ограничение прав объединений работодателей (часть 2 ст. 6 Закона от 27.11.2002). Реализуя свое право на независимость, объединения работодателей могут оспорить в суде или в вышестоящем в порядке подчиненности органе решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права (ст. 254 ГПК РФ). Право объединений работодателей на независимость, самоуправление и самостоятельную деятельность не может нарушаться и нормативными правовыми актами, в том числе принятыми на уровне субъекта Российской Федерации. Нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации не может устанавливать дополнительные по сравнению с федеральным законом обязанности объединений работодателей и ограничивать их права, а также предусматривать иной порядок их создания и деятельности. Это утверждение основано на положениях ст. 6 ТК РФ о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с указанной статьей к полномочиям федеральных органов отнесено установление основ социального партнерства. Основы же, несомненно, должны включать и определение правового статуса одного из участников системы социального партнерства - объединения работодателей. В связи с этим законы субъектов Российской Федерации об объединениях работодателей должны быть либо признаны утратившими силу (как это уже сделано в Удмуртской республике), либо приведены в соответствие с федеральным законодательством. В качестве примера можно сослаться на Областной закон Свердловской области от 29 июля 1996 г. N 29-ОЗ "Об объединениях работодателей в Свердловской области" (в редакции Областного закона от 15.07.1999 N 28-ОЗ), который среди целей объединений работодателей (ст. 3) указывает выработку предложений по оптимизации налогообложения хозяйствующих субъектов, созданию режима наибольшего благоприятствования для их хозяйственной деятельности; поддержку деловой активности, социального и правового статуса, престижа руководителей организаций во всех отраслях экономики и др., не связанные с социальным партнерством, цели. Формы образования объединений работодателей (ассоциация, общественная организация, некоммерческое партнерство) также указаны без учета Федерального закона "Об объединениях работодателей". Очевидно, что соответствующие положения должны подвергнуться изменению. Последний вопрос, который необходимо рассмотреть, давая общую характеристику объединениям работодателей, - это приобретение ими статуса юридического лица. Правоспособность объединения работодателей в качестве юридического лица возникает с момента его государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц (ст. 10 Закона от 27.11.2002). Как правило, объединения работодателей представляют собой организации, объединяющие юридических лиц, поэтому вопрос о приобретении прав юридического лица предрешен. Очевидно, в том случае, когда членами объединения работодателей выступают лишь физические лица, оно может не регистрироваться в качестве юридического лица, во всяком случае, для участия в системе социального партнерства этого не требуется. Однако такая ситуация скорее носит гипотетический характер, поскольку работодатели - физические лица ни в России, ни за рубежом не проявляют интереса к созданию организаций и взаимодействию с профсоюзами. Дав общую характеристику объединений работодателей, необходимо перейти к видам таких объединений. Виды объединений работодателей. В соответствии со ст. 4 Закона от 27 ноября 2002 г. объединения работодателей могут создаваться по территориальному (региональному, межрегиональному), отраслевому, межотраслевому, территориально-отраслевому признакам. Критерии создания объединений работодателей избраны согласно сложившейся традиции и с учетом построения системы профессиональных союзов - социального партнера работодателей. Создание организаций (объединений) работодателей как в других странах мира, так и в России во многом обусловлено существованием профсоюзов и потребностью противостоять последним, иметь органы, которые могли бы взять на себя заботу о проведении консультаций, переговоров и т. п. Кроме того, учитываются и виды соглашений, в заключении которых будут участвовать соответствующие объединения работодателей (ст. 45 ТК РФ). Такой же подход избран российским законодателем с той только разницей, что критерии формирования объединений работодателей не избираются самими участниками этих организаций, а вводятся "сверху" - законодательным решением. Закон предусматривает сложную иерархию объединений работодателей, образованных на основе территориального или территориально-отраслевого признака. Особое место среди них занимают общероссийские объединения. Общероссийское объединение работодателей по сути представляет собой федерацию объединений работодателей (по терминологии Конвенции МОТ N 87), т. е. объединяет не самих работодателей, а их объединения - общероссийские отраслевые и межотраслевые, региональные и межрегиональные. Такое объединение (федерация объединений работодателей России) по смыслу части 2 ст. 4 Закона от 27.11.2002 должно быть единственным, поскольку, во-первых, оно объединяет все другие объединения работодателей, во-вторых, не указано, на основании какого признака объединяются отраслевые, территориальные и др. организации работодателей, следовательно, критерии разграничения общероссийских объединений не установлены. Однако абзац второй указанной части использует понятие "общероссийские объединения работодателей" во множественном числе, давая понять, что общероссийских объединений может быть несколько. Остается неясным, по какому признаку они создаются. В связи с тем что процесс создания объединений работодателей в соответствии с новым законодательством и реорганизации ассоциаций, союзов и пр., представляющих интересы работодателей, еще не завершился, пока трудно делать прогнозы. Однако совершенно очевидно, что рассматриваемое положение Закона не отличается четкостью и нуждается в уточнении. Общероссийское объединение работодателей должно осуществлять свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации. В противном случае оно не может считаться общероссийским. Видимо, это требование Закона (часть 2 ст. 4 Закона от 27.11.2002) должно реализоваться путем осуществления деятельности теми объединениями, которые входят в состав общероссийского объединения. Как уже отмечалось, общероссийское объединение работодателей является "объединением объединений", однако его уставом может предусматриваться и членство в нем работодателей. Такое исключение целесообразно делать лишь для очень значимых, крупных, ведущих в той или иной отрасли компаний. Правовой статус общероссийских объединений работодателей отличается тем, что они участвуют в образовании и деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и заключении генерального соглашения. В соответствии с Федеральным законом от 1 мая 1999 г. N 92-ФЗ "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" <*> (ст. 1) указанная комиссия состоит из представителей общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства Российской Федерации, которые образуют соответствующие стороны Комиссии. -------------------------------- <*> Собрание законодательства РФ. 1999. N 18. Ст. 2218.
Каждое общероссийское объединение работодателей вправе направить одного своего представителя в состав соответствующей стороны Комиссии (ст. 2 Закона от 1 мая 1999 г.). По согласованию с другими членами своей стороны общероссийские объединения работодателей могут увеличить число своих представителей в Комиссии. В составе стороны работодателей общероссийские объединения работодателей принимают участие в заседаниях Комиссии, обсуждении вопросов и принятии решений. Могут выступать инициатором рассмотрения того или иного вопроса, получать информацию, участвовать в разработке и заключении генерального соглашения. В качестве общероссийского объединения работодателей, пожалуй, можно назвать лишь созданный в марте 2000 г. Союз "Координационный совет объединений работодателей России" <*>. Он насчитывает более 30 членов, среди которых крупнейшие работодатели России и их объединения, в том числе Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей), Конгресс российских деловых кругов, Агропромышленный союз России, Союз российских судовладельцев и другие. -------------------------------- <*> Координационный совет объединений работодателей был создан в 1994 г., в марте 2000 г. он преобразован в Союз.
В качестве основных целей Союза названы: координация действий заинтересованных организаций в сфере социально-трудовых отношений; представление их законных интересов и прав в социально-трудовой и экономической сферах, переговорном процессе с профсоюзами и другими представительными организациями работников, органами государственной власти, во взаимоотношениях с Международной организацией труда и Международной организацией работодателей. Помимо общероссийских объединений Закон от 27.11.2002 (ст. 4) выделяет общероссийские отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей. Эти объединения в отличие от общероссийских не являются федерацией, т. е. объединяют не объединения, а непосредственно работодателей. Они создаются работодателями отрасли (отраслей) или вида (видов) деятельности, которые в совокупности осуществляют свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации и (или) с которыми состоит в трудовых отношениях не менее половины работников отрасли (отраслей) или вида (видов) деятельности. По отношению к этому виду объединений работодателей надо обозначить два довольно важных практических аспекта. Во-первых, Закон ориентирует на то, чтобы создавалось одно общероссийское отраслевое объединение работодателей в каждой отрасли (для каждого вида деятельности), однако не исключено, что таких объединений может быть два. Например, одно объединяет работодателей, у которых занята половина работников отрасли, другое - работодателей, у которых занята другая половина работников. Во-вторых, четко не решен вопрос об их участии в создании и деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Закон от 1 мая 1999 г. предусматривает возможность вхождения в состав Комиссии лишь общероссийских объединений, однако на момент принятия и введения в действие этого акта признаки общероссийского объединения работодателей не были определены, не было произведено и разграничение между общероссийскими объединениями работодателей и общероссийскими отраслевыми (межотраслевыми) объединениями. Вероятно, надо признать, что общероссийские отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей могут входить в состав РТК. Вместе с тем соответствующее уточнение было бы необходимо внести в Закон от 1 мая 1999 г. В качестве следующего вида объединений работодателей Закон называет межрегиональное (отраслевое, межотраслевое) объединение работодателей - объединение, созданное на добровольной основе работодателями и (или) их региональными, территориальными объединениями и осуществляющее свою деятельность на территориях не менее двух субъектов Российской Федерации. Это объединение, как видно из его определения, сочетает в себе черты собственно объединения работодателей и федерации (объединения объединений). В настоящее время трудно говорить о существовании каких-либо сложившихся традиций по созданию межрегиональных объединений, однако надо отметить, что координация деятельности объединений работодателей осуществляется, как правило, в рамках федерального округа. Например, в Северо-Западном федеральном округе создан Координационный совет объединений промышленников и предпринимателей (работодателей) <*>. Очевидно, что на основе сложившегося в этом Совете сотрудничества возможно создание объединения работодателей соответствующего федерального округа. -------------------------------- <*> Интернет-страница "info-rsppr. ru".
Координационные советы объединений работодателей созданы и в других федеральных округах - Уральском, Северо-Западном и т. д. Региональное объединение работодателей создается работодателями и (или) их региональными отраслевыми, территориальными объединениями в рамках субъекта Российской Федерации. Очевидно, на территории субъекта Российской Федерации должно действовать одно региональное объединение, выражающее интересы всех или большинства работодателей данного государственного образования. Оно, так же как и межрегиональное, может включать в качестве членов работодателей и их объединения. Процесс создания региональных объединений работодателей в тех субъектах Российской Федерации, в которых они не были созданы ранее, проходит достаточно активно. В качестве примера можно привести создание Окружного объединения работодателей Ямало-Ненецкого автономного округа. Это объединение создано в 2003 г., его членами являются большинство работодателей округа <*>. Создано окружное объединение работодателей и в Ханты-Мансийском автономном округе. -------------------------------- <*> Интернет-страница "УралПолит_Ru. htm".
В субъекте Российской Федерации могут действовать и региональные отраслевые объединения работодателей, т. е. объединения, созданные работодателями отрасли (вида деятельности) и осуществляющие свою деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации. В муниципальных образованиях (городах, районах) могут действовать территориальное объединение работодателей, созданное работодателями и (или) их территориальными отраслевыми объединениями, и территориальное отраслевое объединение работодателей. Все перечисленные виды объединений работодателей обладают одинаковым набором прав и несут одинаковые обязанности в соответствии с Законом от 27.11.2002. Остановимся на них подробнее. Права и обязанности объединений работодателей в системе социального партнерства В соответствии со ст. 13 Закона от 27.11.2002 объединение обладает широким кругом прав, которые условно можно разделить на две группы: 1) права общего характера, связанные с представительством работодателей в системе социального партнерства; 2) права, определяющие степень участия объединения работодателей в каждой форме социального партнерства. К первой группе необходимо отнести, прежде всего, право формировать согласованную позицию членов объединения работодателей по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений и отстаивать ее во взаимоотношениях с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления. Наличие указанного права подчеркивает цель создания организации работодателей - осознание своих общих интересов и их формулирование в виде позиции на коллективных переговорах по заключению соглашения (генерального, отраслевого, регионального и т. д.), при проведении консультаций в рамках постоянно действующих трехсторонних комиссий, участии в управлении государственными внебюджетными фондами. Следует обратить внимание на то, что объединение работодателей при реализации этого права учитывает мнение всех своих членов. Подчеркнем, что Закон указывает на согласованную позицию. Каким образом будет формироваться эта позиция, должен определить устав объединения работодателей или регламент его работы. Очевидно только, что каждый член объединения (работодатель) имеет право высказать свою точку зрения и принять участие в обсуждении данного вопроса и окончательном голосовании. Объединение работодателей обладает также правом согласовывать с другими объединениями работодателей свою позицию по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, т. е. вырабатывать общие подходы при заключении генерального, регионального или территориального соглашения, обсуждении законопроектов, согласовании основных направлений социально-экономической политики. Основным полномочием объединения работодателей надо признать его право (и обязанность) отстаивать законные интересы и защищать права своих членов во взаимоотношениях с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления. Этим полномочием объединение работодателей обладает в силу самого факта своего создания (напомним, что целью создания объединения провозглашается представительство интересов и защита прав его членов). Это означает, что никаких специальных полномочий на представительство члены объединения ему не передают. Оно изначально создается как представительская организация. Право выражать и отстаивать законные интересы работодателей реализуется во всех формах социального партнерства, включая проведение коллективных переговоров, участие в создании и деятельности постоянно действующих трехсторонних комиссий, комитетов по занятости, представительство в органах управления государственных внебюджетных фондов, урегулирование коллективных трудовых споров. Представительство интересов работодателей, с одной стороны, является правом объединения, с другой стороны - обязанностью перед своими членами, которые создают (вступают) в объединение для того, чтобы их мнение учитывалось при принятии решений в системе социального партнерства и на государственном уровне (уровне местного самоуправления). Помимо представительства интересов названное ст. 33 ТК и ст. 13 Закона от 27.11.2002 полномочие включает защиту прав работодателей. Каким образом объединение работодателей может защитить права своих членов? Как известно, защита нарушенных прав осуществляется обычно в судебном порядке. Объединение работодателей не вправе выступать в качестве органа, принимающего решение о восстановлении нарушенных прав. Его роль заключается в том, что оно от имени своих членов обращается в судебные или правоохранительные органы с соответствующими требованиями, участвует в рассмотрении дел и совершении процессуальных действий. Иными словами - осуществляет представительские полномочия. Полномочия второй группы носят более конкретный характер и касаются определенных форм социального партнерства. В системе социального партнерства согласно ст. 26 ТК выделяется несколько уровней: федеральный; региональный; отраслевой; территориальный; уровень организации. На всех этих уровнях, кроме последнего, могут действовать объединения работодателей. При этом виды объединений соответствуют уровням социального партнерства, поэтому каждое объединение работодателей действует на определенном уровне. Например, общероссийское объединение работодателей участвует в образовании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, заключении генерального соглашения, т. е. участвует в системе социального партнерства на федеральном уровне. Общероссийское отраслевое объединение принимает участие в создании отраслевой комиссии по ведению коллективных переговоров и заключении отраслевого соглашения на федеральном уровне и т. д. Иначе говоря, у любого объединения работодателей есть своя сфера деятельности, в которой и реализуются предоставленные законодательством права. Одним из важнейших прав организаций работодателей надо признать право выступать с инициативой проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений. Указанное право является ключевым при осуществлении социального партнерства в форме коллективных переговоров и заключения соглашений. В соответствии со ст. 36 ТК коллективные переговоры вправе начать представители любой из сторон (как работников, так и работодателей). Для этого направляется письменное уведомление с предложением о начале переговоров. Как правило, инициатором коллективных переговоров по заключению соглашения того или иного вида выступают профессиональные союзы и/или их объединения. Однако это не означает, что представители работодателей, в частности их объединения, таким правом не обладают. Просто заинтересованность профсоюзов в заключении соглашения более очевидна, и они более активно реализуют свое право на коллективные переговоры. Объединение работодателей может начать переговоры не только по поводу заключения соглашения, но и по поводу его изменения. Это прямо указано как в ст. 13 Закона от 27.11.2002, так и в ст. 36 ТК. Реализация права объединения работодателей на вступление в коллективные переговоры обеспечивается наличием обязанности профсоюзов и/или их объединений в семидневный срок вступить в коллективные переговоры, т. е. выдвинуть встречные предложения по составу комиссии, уточнить дату и время начала работы комиссии по ведению коллективных переговоров (по регулированию социально-трудовых отношений). Неисполнение этой обязанности влечет за собой привлечение к административной ответственности (ст. 54 ТК) <*>. -------------------------------- <*> Ст. 5.28 КоАП РФ предусматривает такую ответственность только для работодателя или лица, его представляющего.
Участие объединения работодателей в коллективно-договорном процессе не может исчерпываться проявлением инициативы проведения коллективных переговоров. Оно выступает полноправным участником переговоров, т. е. имеет право: - наделять своих представителей полномочиями на их ведение (п. 5 ст. 13 Закона от 27.11.2002); - участвовать в формировании отраслевых комиссий для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения (ст. 35 ТК); - получать необходимую для ведения коллективных переговоров и контроля за реализацией соглашений информацию от профсоюзов и их объединений, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления (ст. 37 ТК, п. 9 ст. 13 Закона от 27.11.2002); - приглашать специалистов, экспертов и посредников (ст. 39 ТК); - подписывать разработанное в ходе коллективных переговоров соглашение (ст. 47 ТК); - осуществлять контроль за его выполнением (ст. 51 ТК) <*>. -------------------------------- <*> Статья 14 Закона от 27.11.2002 указывает осуществление контроля за выполнением соглашения среди обязанностей объединения работодателей. Очевидно, имеется в виду обязанность перед членами объединения.
В ходе коллективных переговоров объединение работодателей несет и обязанности. Среди них надо назвать обязанности: - вступить в переговоры по требованию профессионального союза (объединения профсоюзов) (ст. 36 ТК); - вести коллективные переговоры в порядке, установленном федеральными законами (ст. 36 ТК, ст. 14 Закона от 27.11.2002); - не позднее двух недель со дня получения запроса предоставлять профессиональным союзам и их объединениям, органам исполнительной власти, органам местного самоуправления имеющуюся информацию по социально-трудовым вопросам, необходимую для ведения коллективных переговоров, контроля за их выполнением (ст. 37 ТК, ст. 14 Закона от 27.11.2002); - оплачивать услуги приглашенных им специалистов, экспертов и посредников (ст. 39 ТК); - выполнять заключенные соглашения в части, касающейся обязанностей объединения работодателей (ст. 14 Закона от 27.11.2002); - в течение семи дней со дня подписания направлять подписанные соглашения на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду (ст. 50 ТК). Ведение коллективных переговоров - это довольно кропотливая работа по согласованию всех условий соглашения (или тех изменений, которые необходимо в него внести). При этом объединения работодателей вынуждены взаимодействовать не только с профсоюзами (их объединениями) и органами государственной власти (или местного самоуправления), но и между собой, а также с иными представителями работодателей. Этот аспект коллективных переговоров, к сожалению, не отражен ни в Трудовом кодексе, ни в Законе "Об объединениях работодателей". Можно предположить, что отношения между объединениями работодателей должны строиться на основе сотрудничества. Если в коллективных переговорах участвует несколько объединений работодателей, они должны воспользоваться своим правом согласовывать свою позицию по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений. Это замечание в полной мере относится и к отношениям между объединениями работодателей и иными представителями работодателей. Напомним, что в соответствии со ст. 34 ТК государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также организации, финансируемые из бюджета, могут быть представлены в системе социального партнерства органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными законодательством или самими предприятиями (организациями). Наряду с правом осуществлять коллективно-договорное регулирование трудовых отношений (проводить коллективные переговоры и заключать соглашения) объединения работодателей наделены полномочием участвовать в формировании и деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений (п. 5 ст. 13 Закона от 27.11.2002). Статья 35 ТК называет два вида комиссий, действующих в системе социального партнерства. Это комиссии для ведения коллективных переговоров, которые создаются на отраслевом (межотраслевом) уровне (как при заключении федеральных соглашений, так и в субъекте Российской Федерации) и в организации. Такие комиссии могут быть образованы и на территориальном уровне, если нет комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Комиссии для ведения коллективных переговоров, как правило, являются временно действующими органами социального партнерства, они создаются на период коллективных переговоров и заключения соглашения или коллективного договора. В их создании объединение работодателей участвует постольку, поскольку вступает в коллективные переговоры и ведет их. Однако эти комиссии не являются единственными органами социального партнерства. Существуют еще постоянно действующие трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Именно о них идет речь в пункте 5 ст. 13 Закона от 27.11.2002. Такие комиссии образуются по решению сторон на равноправной основе. Они состоят из наделенных надлежащими полномочиями представителей каждой стороны, включая органы исполнительной власти или местного самоуправления. Основными признаками этих комиссий являются: участие в их формировании и деятельности трех сторон (участников) - профессиональных союзов (их объединений), объединений работодателей, органов исполнительной власти или органов местного самоуправления; постоянный характер их деятельности; многоаспектность их деятельности. Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений проводят коллективные переговоры по заключению или изменению соответствующего вида соглашений (генерального, региональных, территориальных) и осуществляют контроль за выполнением заключенных соглашений. Помимо этого они проводят консультации, согласовывают основные направления социально-экономической политики, принимают участие в обсуждении законопроектов в сфере труда, проблем социального развития и социальной защиты населения. Существует три вида таких комиссий в зависимости от уровня социального партнерства, на котором они действуют. Прежде всего надо назвать Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), которая формируется и осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 1999 г. "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений". Российская трехсторонняя комиссия создана как многофункциональный орган. К ее задачам отнесены не только ведение коллективных переговоров и подготовка проекта генерального соглашения между общероссийскими объединениями профессиональных союзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, но и проведение консультаций по вопросам, связанным с разработкой проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области социально-трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы, социального обеспечения; согласование позиций сторон по основным направлениям социальной политики. Комиссия вправе разрабатывать и вносить в федеральные органы государственной власти предложения о принятии федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области социально-трудовых отношений; принимать участие в подготовке разрабатываемых Правительством законопроектов, а по согласованию с комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания Российской Федерации - в предварительном рассмотрении ими законопроектов и подготовке их к рассмотрению Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации. Трудовой кодекс предусматривает участие РТК в принятии некоторых решений Правительства Российской Федерации. В частности, с учетом мнения РТК Правительство определяет перечень тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (ст. 147 ТК). В формировании и деятельности этой Комиссии, как уже указывалось, принимают участие общероссийские объединения работодателей. Будучи членами РТК, общероссийские объединения работодателей имеют право: знакомиться с соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, информационными и справочными материалами (ст. 8 Закона от 01.05.1999); вносить координатору стороны работодателей предложения по проектам планов работы Комиссии, повесткам ее заседаний, персональному составу представителей стороны в рабочих группах, проведению внеочередного заседания Комиссии (ст. 7 Закона от 01.05.1999); вносить в установленном порядке (координатору стороны) предложения о принятии законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения и затрагивающих права и законные интересы работодателей (п. 6 ст. 13 Закона от 27.11.2002); принимать участие в заседаниях Комиссии и в обсуждении поставленных вопросов; принимать участие в работе созданных Комиссией рабочих групп в соответствии с Регламентом РТК, в том числе в разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов (п. 6 ст. 13 Закона от 27.11.2002); принимать участие в консультациях с профессиональными союзами и их объединениями, органами исполнительной власти по основным направлениям социально-экономической политики (п. 8 ст. 13 Закона от 27.11.2002); принимать участие в проведении всех мероприятий, организуемых Комиссией (общероссийских, межрегиональных совещаний, конференций, конгрессов, семинаров по вопросам социально-трудовых отношений и социального партнерства и т. п.). По аналогии с Российской трехсторонней комиссией во многих субъектах Российской Федерации образуются региональные (областные, краевые, республиканские, окружные) трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Их правовой статус определяется законами субъектов Российской Федерации. Законы о социальном партнерстве, определяющие порядок создания и задачи региональных комиссий, приняты в Свердловской, Вологодской, Омской, Мурманской областях, Алтайском и Ставропольском краях, республиках Алтай, Карелия, Мордовия, городе Москве и других субъектах Российской Федерации. Так же как и Российская трехсторонняя комиссия, они образуются на трехсторонней основе, действуют постоянно и наряду с проведением коллективных переговоров по заключению (изменению) регионального соглашения осуществляют ряд других функций. Среди них надо назвать осуществление контроля за выполнением регионального соглашения, оказание содействия заключению соглашений более низкого уровня и коллективных договоров, содействие разрешению разногласий между социальными партнерами, проведение консультаций по выработке и реализации социально-экономической политики региона, внесение предложений о принятии законов и иных нормативных правовых актов в сфере труда, обсуждение проектов законов соответствующего субъекта Российской Федерации. В создании и деятельности региональных трехсторонних комиссий, видимо, могут принимать участие региональные и региональные отраслевые объединения работодателей. Однако этот вопрос решается в каждом регионе самостоятельно, поскольку регламентация деятельности региональных комиссий отнесена к ведению органов законодательной власти субъектов Российской Федерации. В качестве примера можно привести Закон г. Москвы от 22 октября 1997 года N 44 "О социальном партнерстве" (в ред. Законов г. Москвы от 19.12.2001 N 72, от 16.01.2002 N 3) <*>, который предусматривает создание Московской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями предпринимателей (работодателей). -------------------------------- <*> См.: Правовая база КонсультантПлюс.
В качестве членов региональных комиссий соответствующие объединения работодателей имеют право: знакомиться с соответствующими нормативными правовыми актами, информационными и справочными материалами; вносить в установленном порядке предложения по организации деятельности трехсторонней комиссии, проектам планов работы, повесткам заседаний; вносить в установленном порядке предложения о принятии законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения и затрагивающих права и законные интересы работодателей (п. 6 ст. 13 Закона от 27.11.2002); принимать участие в заседаниях Комиссии и в обсуждении поставленных вопросов; принимать участие в работе созданных Комиссией рабочих групп, в том числе в разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов (п. 6 ст. 13 Закона от 27.11.2002); принимать участие в консультациях с профессиональными союзами и их объединениями, органами исполнительной власти по основным направлениям социально-экономической политики (п. 8 ст. 13 Закона от 27.11.2002); принимать участие в проведении всех мероприятий, организуемых Комиссией (межрегиональных и региональных совещаний, конференций, конгрессов, семинаров по вопросам социально-трудовых отношений и социального партнерства и т. п.). Деятельность региональных трехсторонних комиссий дополняется функционированием территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений. Возможность создания таких комиссий предусмотрена ст. 35 ТК. Надо признать, что такие комиссии создаются далеко не во всех субъектах Российской Федерации. Они действуют либо на постоянной основе (Волгоградская область), либо в течение периода, определенного по соглашению сторон (Красноярский край). Территориальные трехсторонние комиссии обычно создаются на районном (городском) уровнях из представителей органов местного самоуправления района (города), территориальных объединений профессиональных союзов и объединений работодателей. Можно предположить, что в формировании и деятельности этих комиссий могут принимать участие территориальные и территориальные отраслевые объединения работодателей. Окончательное решение этого вопроса зависит от усмотрения регионального законодателя, поскольку территориальные трехсторонние комиссии действуют на основе законов субъектов Российской Федерации о социальном партнерстве и положений о комиссиях, утвержденных представительными органами местного самоуправления (ст. 35 ТК). Законы некоторых субъектов Российской Федерации уже определились по вопросу членства в территориальных комиссиях. Так, Закон Кемеровской области N 7-ОЗ от 21.02.2003 "О трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений" <*> (ст. 12) предусматривает, что территориальные трехсторонние комиссии формируются из представителей территориальных объединений профессиональных союзов, территориальных объединений работодателей в муниципальных образованиях Кемеровской области и органов местного самоуправления по инициативе любой стороны. -------------------------------- <*> См.: Правовая база "КонсультантПлюс".
Территориальная комиссия признается органом социального партнерства, который осуществляет разностороннюю деятельность. В качестве примера можно привести Закон Республики Карелия от 13 февраля 2001 г. N 474-ЗРК "О социальном партнерстве в Республике Карелия" <*>, который наделяет комиссию полномочиями по ведению коллективных переговоров, подготовке и заключению территориального соглашения; согласованию социально-экономических интересов органов местного самоуправления района (города), территориальных объединений профессиональных союзов и соответствующих объединений работодателей при выработке общих принципов регулирования социально-трудовых отношений на уровне района (города); содействию договорному регулированию социально-трудовых отношений на уровне района (города). -------------------------------- <*> См.: Правовая база "КонсультантПлюс".
Права объединений работодателей как членов территориальной комиссии определяются положением о комиссии. Надо признать, что этому вопросу обычно не уделяется серьезного внимания. Например, Положение о районной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, утвержденное решением районного собрания Шекснинского муниципального района Вологодской области от 25 декабря 2002 г. N 205 <*>, устанавливает следующие права членов районной комиссии: -------------------------------- <*> См.: Правовая база "КонсультантПлюс:РегиональноеЗаконодательство".
а) участие в заседаниях комиссии и рабочих групп в соответствии с регламентом комиссии, в подготовке проектов решений комиссии; б) внесение предложений по вопросам, относящимся к компетенции комиссии, для рассмотрения на заседаниях комиссии. Если попытаться обобщить действующие нормативные правовые акты в указанной сфере, к правам объединений работодателей в территориальной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений можно отнести права: знакомиться с соответствующими нормативными правовыми актами, информационными и справочными материалами; вносить в установленном порядке предложения по организации деятельности трехсторонней комиссии, проектам планов работы, повесткам заседаний; вносить в установленном порядке предложения о принятии нормативных правовых актов муниципального образования, регулирующих социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения и затрагивающих права и законные интересы работодателей (п. 6 ст. 13 Закона от 27.11.2002); принимать участие в заседаниях Комиссии и в обсуждении поставленных вопросов; принимать участие в работе созданных Комиссией рабочих групп, в том числе в разработке проектов нормативных правовых актов муниципального образования (п. 6 ст. 13 Закона от 27.11.2002); принимать участие в консультациях с профессиональными союзами и их объединениями, органами местного самоуправления по основным направлениям социально-экономической политики (п. 8 ст. 13 Закона от 27.11.2002); принимать участие в проведении всех мероприятий, организуемых Комиссией. Членство в трехсторонних комиссиях, как видно из изложенного, предполагает весьма разностороннюю деятельность объединений работодателей. Однако этим их полномочия не исчерпываются. В соответствии с п. 5 ст. 13 Закона от 27.11.2002 они наделены правом представлять интересы своих членов при разрешении коллективного трудового спора, формировании примирительных органов (примирительной комиссии и трудового арбитража). Рассматривая это право, надо подчеркнуть, что объединения могут участвовать в разрешении далеко не всех коллективных трудовых споров. Коллективный трудовой спор может возникнуть на стадии коллективных переговоров и носить "преддоговорный" характер. По общепринятой международной классификации такой спор считается спором интересов, т. е. спором, возникшим из конфликта интересов, когда юридических прав ни у одной стороны еще не возникло. Иногда такие споры называют экономическими. Спор интересов может возникнуть на любом уровне коллективно-договорного регулирования трудовых отношений: отраслевом, региональном, территориальном и др. При рассмотрении спора, возникшего в ходе подготовки и заключения соглашения, интересы работодателей представляет соответствующее объединение. Оно участвует в составлении протокола разногласий (дата составления протокола считается моментом начала спора), формировании примирительной комиссии, рассмотрении спора с участием посредника (если стороны избрали эту примирительную процедуру), образовании трудового арбитража (если принято решение о его создании). В рассмотрении таких коллективных трудовых споров могут принимать участие различные виды объединений работодателей в зависимости от того, на каком уровне социального партнерства заключается соглашение (федеральном, региональном, территориальном, отраслевом). Другим видом споров является так называемый спор права - спор о выполнении условий заключенного коллективного договора или соглашения. Момент начала таких споров - день сообщения решения работодателя об отклонении всех или части требований работников или несообщение работодателем своего решения в установленный Трудовым кодексом срок. Споры права в подавляющем большинстве случаев возникают на уровне организации, поскольку обязательства по соблюдению условий как коллективного договора, так и соглашения несут конкретные работодатели, а не их представители на коллективных переговорах (ст. 25 ТК). Соответственно объединения работодателей не участвуют в разрешении таких споров. Исключением из этого правила надо признать ситуацию, когда не выполняются обязательства, принятые на себя объединением работодателей. В этом случае возможно предъявление требований к объединению и рассмотрение спора с его участием. Еще одно право объединений работодателей связано с осуществлением государственной политики занятости и созданием специализированных органов социального партнерства. В соответствии с п. 7 ст. 13 Закона от 27.11.2002 объединения работодателей могут принимать в установленном порядке участие в реализации мер по обеспечению занятости населения. Это право основано на положениях Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) <*>. -------------------------------- <*> Собрание законодательства РФ. 1996. N 17. Ст. 1915; 1998. N 30. Ст. 3613; 1999. N 18. Ст. 2211; N 29. Ст. 3696; N 47. Ст. 5613; 2000. N 33. Ст. 3348.
Статья 21 указанного Закона предусматривает участие профессиональных союзов и иных представительных органов работников в содействии занятости населения. В частности, по предложению профессиональных союзов органы исполнительной власти, работодатели проводят взаимные консультации по проблемам занятости населения. По итогам консультаций могут заключаться соглашения, предусматривающие мероприятия, направленные на содействие занятости населения. В соответствии со ст. 20 Закона "О занятости населения в Российской Федерации" создаются координационные комитеты содействия занятости населения. Их основная задача - выработка согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости населения. Членами таких комитетов являются не только представители объединений профессиональных союзов и органов службы занятости, но и объединения работодателей, а также других заинтересованных государственных органов, общественных объединений, представляющих интересы граждан, особо нуждающихся в социальной защите. В качестве примера можно привести ст. 7 Закона города Москвы "О социальном партнерстве", которая предусматривает создание координационного комитета содействия занятости населения Москвы. Этот Комитет формируется Правительством Москвы, общегородскими объединениями (ассоциациями) профсоюзов, общегородскими объединениями (ассоциациями) работодателей. В его функции входят содействие разработке и реализации программ по проблемам занятости, разрабатываемых в системе социального партнерства Москвы; проведение консультаций и экспертизы проектов нормативных актов органов исполнительной власти Москвы по проблемам занятости. Он принимает рекомендации в адрес Правительства Москвы, общегородских объединений (ассоциаций) профсоюзов, общегородских объединений (ассоциаций) работодателей, других общественных организаций по проблемам занятости в Москве. Координационные комитеты содействия занятости создаются не только на уровне субъекта Российской Федерации, но и в муниципальных образованиях. Так, в соответствии с Законом Республики Татарстан от 26 ноября 1991 г. N 1297-XII "О занятости населения" (в ред. Законов от 03.07.1998 N 1703, от 28.06.2001 N 949, от 25.10.2001 N 1145, от 08.05.2003 N 13-ЗРТ) <*> (ст. 20) такие органы социального партнерства образуются в республике, в городах и районах. -------------------------------- <*> См.: Правовая база "КонсультантПлюс:РегиональноеЗаконодательство".
Городские и районные координационные комитеты содействия занятости созданы во многих регионах Российской Федерации. Обязательным членом такого комитета выступает соответствующее объединение работодателей. Как правило, это прямо предусматривается в положении о координационном комитете. Например, пункт 5.2 Положения о координационном комитете содействия занятости населения г. Ижевска (утв. Постановлением Администрации г. Ижевска от 6 июля 1999 г. N 304) <*> определяет состав комитета следующим образом: представители администрации города, профессиональных союзов, ассоциаций работодателей, службы занятости. -------------------------------- <*> См.: Правовая база "КонсультантПлюс:РегиональноеЗаконодательство".
Надо отметить, что нормативные правовые акты, определяющие правовое положение комитетов, не уделяют специального внимания правам и обязанностям их членов. Указывается лишь на необходимость организации работы на принципах партнерства, паритетного представительства, равенства интересов работников и работодателей (п. 1.4 положения о координационном комитете содействия занятости г. Ижевска). В результате анализа задач и функций комитетов можно сделать некоторые выводы относительно участия объединений работодателей в их работе. Объединения работодателей в качестве членов координационного комитета имеют право принимать участие в проводимых им консультациях, знакомиться с имеющимися материалами, проектами законов и иных нормативных правовых актов, выдвигать предложения, участвовать в принятии решения. Последним правомочием объединений работодателей в системе социального партнерства является право представительства в органах управления государственных внебюджетных фондов. Причем часть 2 ст. 13 Закона от 27.11.2002 подчеркивает, что объединения работодателей уравниваются в правах с профессиональными союзами и их объединениями, а также органами государственной власти. То есть управление фондами осуществляется на паритетной основе тремя участниками в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок участия в управлении определяется специальными нормативными правовыми актами, в частности Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.07.1995 N 741, от 09.02.1996 N 166, от 15.04.1996 N 462, от 23.12.1996 N 1529, от 22.11.1997 N 1471, от 23.12.1999 N 1431, от 19.07.2002 N 541) <*>. -------------------------------- <*> СЗ РФ. 1994. N 8. Ст. 599; 1995. N 31. Ст. 3131; 1996. N 9. Ст. 809; N 16. Ст. 1908; 1997. N 1. Ст. 174; N 48. Ст. 5555; 1999. N 52. Ст. 6417; 2002. N 30. Ст. 3044.
Пункт 22 Положения определяет состав правления Фонда. В правление наряду с председателем Фонда и его заместителями, представителями от министерств и общероссийских объединений профсоюзов входят три представителя работодателей. По сложившейся практике они определяются общероссийскими объединениями работодателей. На региональном и отраслевом уровне создаются координационные советы Фонда, которые являются коллегиальными совещательными органами при соответствующем отделении. Региональные координационные советы Фонда также формируются с участием представителей работодателей. Участвуют они и в работе центральных отраслевых координационных советов Фонда (п. 26 Положения). Управление Пенсионным фондом Российской Федерации (России) пока осуществляется без участия представителей объединений работодателей. Правила формирования правления Фонда не предусматривают включение в его состав работодателей. Соответствующие изменения только предстоит внести в Положение о пенсионном фонде Российской Федерации (России) (в ред. Указа Президента РФ от 24.12.1993 N 2288; Федерального закона от 05.05.1997 N 77-ФЗ). <*> -------------------------------- <*> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1992. N 5. Ст. 180; Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 52. Ст. 5086; Собрание законодательства РФ. 1997. N 19. Ст. 2188.
Устав Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 857, также не предусматривает участия объединений работодателей в управлении Фондом, в том числе в деятельности правления <*>. -------------------------------- <*> Собрание законодательства РФ. 1998. N 32. Ст. 3902.
Очевидно, что реализация рассматриваемого права объединений работодателей должна быть обеспечена соответствующими нормативными правовыми актами - положениями и уставами внебюджетных фондов. На сегодняшний день необходимые правовые нормы содержатся только в Положении о фонде социального страхования. Такое положение, безусловно, должно быть исправлено. Однако и в настоящее время на основе нормы Федерального закона от 27.11.2002 объединения работодателей вправе требовать такого же участия в управлении указанными фондами, какое предусмотрено для профессиональных союзов. Выше были рассмотрены права и обязанности объединений работодателей, предусмотренные федеральным законодательством. Это основа правового статуса этих организаций, однако не исчерпывающий перечень полномочий. Законы субъектов Российской Федерации могут предусматривать для объединений работодателей, действующих на их территории, дополнительные права и обязанности. В качестве примера можно привести Закон города Москвы от 22 октября 1997 года N 44 "О социальном партнерстве" (в ред. Законов г. Москвы от 19.02.2001 N 72, от 16.01.2002 N 3). Статья 18 этого Закона предусматривает право объединений работодателей и работодателей обращаться в органы законодательной и исполнительной власти в Москве с предложениями по разработке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам. Органы власти обязаны в соответствии с регламентом рассмотреть эти предложения. Аналогичное право предусмотрено проектом Закона Красноярского края "О социальном партнерстве", размещенным в Интернете (ст. 13 проекта). Кроме того, указанный проект предоставляет объединениям работодателей право участвовать в разработке и осуществлении программ развития отрасли (территории). Для утверждения данных программ необходимо предварительное получение экспертных заключений соответствующих профессиональных союзов и объединений работодателей (ст. 14 проекта). Объединение работодателей может иметь иные права и обязанности, которые предусмотрены его уставом или заключенными с его участием соглашениями. Однако при этом не должно допускаться противоречий с действующим законодательством. Рассмотренные полномочия объединений работодателей характеризуют их положение в системе социального партнерства, т. е. права и обязанности по отношению к участникам названной системы - профессиональным союзам (их объединениям) и органам государственной власти или органам местного самоуправления. Однако Закон от 27.11.2002 предусматривает целый ряд обязанностей объединения работодателей перед своими членами. К ним в соответствии со ст. 14 Закона относятся обязанности: предоставлять своим членам информацию о заключенных объединением работодателей соглашениях и тексты этих соглашений; осуществлять контроль за выполнением заключенных объединением работодателей соглашений; содействовать выполнению членами объединения работодателей обязательств, предусмотренных соглашениями, а также коллективных договоров, заключенных работодателями - членами объединения работодателей; отчитываться перед своими членами о деятельности объединения работодателей в порядке и в сроки, которые предусмотрены уставом объединения работодателей; оказывать своим членам помощь в вопросах применения законодательства, регулирующего трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения, разработки локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, заключения коллективных договоров, соглашений, а также разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров. Приведенные обязанности определяют значение объединения работодателей для каждого его члена. С одной стороны, будучи представительской организацией, объединение работодателей предоставляет своим членам необходимую информацию и отчитывается перед ними о проделанной в их интересах работе. Оно должно действовать, учитывая потребности и позиции всех своих членов, и в этом смысле зависит от них. С другой стороны, на него возложена функция супервизора: объединение работодателей осуществляет контроль за выполнением заключенных им соглашений и оказывает содействие работодателям в их выполнении. Разумеется, оно не может применить какие-либо санкции за невыполнение или ненадлежащее выполнение тем или иным работодателем обязательств, предусмотренных соглашением. Однако вправе воспользоваться неформальными способами воздействия на нарушителя: обсудить вопрос о невыполнении соглашения на заседании коллегиального органа управления, потребовать отчета работодателя о причинах невыполнения соглашения, внести предложение об исключении его из членов объединения и т. п. Эти меры (возможность реагировать на действия работодателей определенным способом) должны быть предусмотрены в уставе объединения. Наконец, можно говорить о том, что объединение работодателей оказывает своим членам консультационные услуги. Любой работодатель может обратиться в объединение с просьбой разъяснить содержание нового нормативного правового акта, получить консультацию по поводу применения трудового законодательства, разрешения индивидуального или коллективного трудового спора, попросить помощи в разработке локальных нормативных актов, определении содержания коллективного договора. Предоставление такого рода услуг является традиционным в аналогичных организациях, действующих в европейских странах. Это, кстати, создает дополнительный стимул для вступления в объединения работодателей, поскольку вселяет уверенность в том, что в случае необходимости работодателю будет оказана квалифицированная юридическая помощь. Консультирование и методическая помощь предоставляются без дополнительной оплаты, на основе членства работодателя в объединении. Видимо, в российских объединениях работодателей также должен действовать штат квалифицированных юристов, экономистов по труду, социологов, которые могли бы оказывать соответствующие услуги членам объединения.
Название документа