В результате проведенной проверки контролирующим органом был установлен факт реализации организацией алкогольной продукции без документов, подтверждающих ее легальность (отсутствовали товарно-транспортные накладные). При составлении протокола и вынесении постановления о привлечении организации к административной ответственности контролирующим органом была применена неверная квалификация указанного правонарушения (по ч. 3, а не по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ). Может ли подобный факт явиться основанием для отмены постановления контролирующего органа судом?
Ответ: Частью 3 ст. 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, не указанных в ч. 1 и 2 этой же статьи.
Согласно ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) не допускается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов и сертификатов соответствия.
Из ст. 10.2 Закона N 171-ФЗ следует, что оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии товарно-транспортной накладной; справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации).
Пунктом 11 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55, предусмотрено, что продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Кроме того, в указанных Правилах закреплена обязанность продавца иметь в торговой точке вышеуказанные документы на продаваемую алкогольную продукцию в полном объеме (п. п. 12, 139).
Из изложенного следует, что при отсутствии у лица надлежаще оформленных товаротранспортных документов, подтверждающих легальность продукции, им совершается нарушение, ответственность за которое установлена ч. 2, а не ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
Пленум ВАС РФ в п. 9 Постановления от 02.06.2004 N 10 отметил: в случае если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд, в соответствии с ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
Таким образом, рассматриваемый в вопросе факт неверной квалификации правонарушения может явиться основанием для отмены постановления контролирующего органа судом при рассмотрении заявления о его оспаривании (см. также Постановления ФАС Северо-Западного округа от 02.07.2009 по делу N А13-623/2009, ФАС Уральского округа от 08.05.2008 N Ф09-2342/08-С1, ФАС Московского округа от 17.01.2007, 18.01.2007 N КА-А41/13453-06).
О. Ю.Пескова
Консультационно-аналитический центр
по бухгалтерскому учету
и налогообложению
03.09.2009