Муниципальному унитарному предприятию (МУП) жилищно-коммунального комплекса из бюджета поселения выделена субсидия для расчетов за потребленные ресурсы теплоснабжающей организации (ООО), учрежденной предприятием. Также в соответствии с договором о целевом бюджетном финансировании МУП выделены средства на погашение задолженности по договору уступки права требования, согласно которому поставщик газа передал МУП права требования к ООО. Облагаются ли у МУП данные суммы налогом на прибыль? Возможно ли применить пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 2 сентября 2009 г. N 03-03-06/4/73

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях налогообложения прибыли средств, получаемых организациями из бюджета, и сообщает следующее.

В соответствии с положениями ст. ст. 246 и 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) российские организации являются плательщиками налога на прибыль организаций, объектом налогообложения по которому является прибыль, полученная налогоплательщиком, которая определяется как разница между полученными доходами и произведенными расходами, определяемыми в соответствии с гл. 25 Кодекса.

Исчерпывающий перечень средств, признаваемых средствами целевого финансирования и целевыми поступлениями, не учитываемыми в целях налогообложения прибыли, установлен пп. 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 Кодекса.

Так, согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 Кодекса при формировании налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в частности, в виде бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетным учреждениям, а также в виде субсидий автономным учреждениям.

Понятие бюджетного учреждения дано в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ.

В соответствии с положениями п. 2 ст. 251 Кодекса с учетом изменений, внесенных с 1 января 2008 г. Федеральным законом от 29.11.2007 N 284-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса с 1 января 2008 г. получателями бюджетных средств могут являться органы государственной власти (государственные органы), органы управления государственным внебюджетным фондом, органы местного самоуправления, органы местной администрации, находящиеся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетные учреждения, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета.

Доходы организаций, не соответствующие перечню средств и критериям целевого финансирования (целевых поступлений), применяемым в целях Кодекса, учитываются в целях налогообложения прибыли в порядке, установленном гл. 25 Кодекса.

Таким образом, субсидии, полученные организациями (кроме автономных учреждений) в порядке, предусмотренном ст. 78 Бюджетного кодекса, в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в форме капитальных вложений в основные средства государственных (муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий, полученные организациями в порядке, предусмотренном ст. 79 Бюджетного кодекса, влекут соответствующие увеличения уставного фонда (основных средств) государственного (муниципального) унитарного предприятия и с учетом пп. 3 и 26 п. 1 ст. 251 Кодекса при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются.

По вопросу применимости пп. 11 п. 1 ст. 251 Кодекса к операциям передачи бюджетных средств унитарному предприятию сообщаем, что нормы, предусмотренные данным подпунктом ст. 251 Кодекса, распространяются на операции безвозмездной передачи имущества в установленных Кодексом случаях, когда передающая и принимающая стороны являются организациями.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

02.09.2009