Налоговым органом проведена проверка выполнения индивидуальным предпринимателем требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) в маршрутном такси, принадлежащем индивидуальному предпринимателю. По результатам рассмотрения материалов проверки налоговым органом вынесено постановление о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности на основании ст. 14.5 КоАП РФ. Основанием для принятия указанного постановления, по мнению налогового органа, послужил факт неприменения водителем ККТ и невыдачи чека при получении денежных средств за оказываемую услугу по проезду в маршрутном такси, в результате чего были нарушены требования ст. ст. 2 и 5 Закона N 54-ФЗ. Индивидуальный предприниматель ссылается на то, что за оказанную услугу по проезду в маршрутном такси был выдан кассовый чек на следующем остановочном пункте в момент остановки транспортного средства, а не во время движения транспортного средства. Подлежит ли индивидуальный предприниматель привлечению к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ в данном случае?

Ответ: Согласно ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Согласно ст. 5 Закона N 54-ФЗ организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны: применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти); выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.

Из п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" следует, что организации и индивидуальные предприниматели, в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. Поскольку в силу приведенной нормы неприменение контрольно-кассовой техники допускается лишь при условии выдачи клиентам документов строгой отчетности, в случае невыдачи указанных документов соответствующие юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность за осуществление наличных денежных расчетов без применения контрольно-кассовой машины.

Согласно п. 1 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 30.07.1993 N 745, денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми организациями, предприятиями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с обязательным применением контрольно-кассовых машин, допущенных к использованию Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам (далее - Комиссия) и включенных Комиссией в Государственный реестр контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации.

Из Постановления Правительства РФ от 02.12.2000 N 917 "О внесении изменений и дополнений в Перечень отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин" следует, что при оказании услуг по перевозке пассажиров такси (в том числе маршрутными) применение ККТ обязательно.

Согласно п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16 под неприменением контрольно-кассовых машин следует понимать:

фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата (в том числе по причине его отсутствия);

использование контрольно-кассовой машины, не зарегистрированной в налоговых органах;

использование контрольно-кассовой машины, не включенной в Государственный реестр;

использование контрольно-кассовой машины без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти;

использование контрольно-кассовой машины, у которой пломба отсутствует либо имеет повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти;

пробитие контрольно-кассовой машиной чека с указанием суммы менее уплаченной покупателем (клиентом).

Согласно п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ.

Согласно п. 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, участник дорожного движения - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

Согласно п. 1.5 Правил дорожного движения Российской Федерации участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.

Согласно п. 5.2 Правил дорожного движения Российской Федерации пассажирам запрещается отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения.

Таким образом, можно сделать вывод, что индивидуальный предприниматель в данном случае не подлежит привлечению к ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ, так как водитель, выдавая кассовый чек во время нахождения маршрутного такси на остановочном пункте, действовал правомерно.

Правомерность такого вывода подтверждается арбитражной практикой (см., например, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 03.07.2007 N Ф04-4277/2007(35688-А75-7), ФАС Северо-Западного округа от 28.05.2001 N А56-4108/01).

Следует отметить, что в Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2005, 30.11.2005 N 10АП-2902/05-АК (Постановлением ФАС Московского округа от 06.04.2006 N КА-А41/2355-06 данное Постановление и Решение Арбитражного суда Московской области от 26.07.2005 по данному делу оставлены без изменения) указано, что доводы жалобы организации, привлекаемой к ответственности, о том, что деньги на оплату проезда в маршрутном такси, принадлежащем данной организации, были переданы водителю во время движения, поэтому водитель-кассир начал работу с ККТ на остановке, отклонены.

Между тем из п. 2 ст. 786 Гражданского кодекса РФ и абз. 5 п. 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ можно сделать вывод, что индивидуальный предприниматель в рассматриваемой ситуации вообще мог не выдавать кассовый чек при условии реализации проездных билетов или талонов для проезда в городском общественном транспорте.

Таким образом, правомерность неиспользования ККТ водителем маршрутного такси во время движения транспортного средства при условии, что чек все-таки пробит во время следующей остановки, индивидуальному предпринимателю придется доказывать в суде.

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

28.08.2009