Организация, применяющая УСН, собирается купить помещение под офис. Помещение требует капитального ремонта (электропроводка, сантехника, пол, стены, потолок). Оплата помещения пройдет в 2009 г., оформление - в 2010 г. Когда и как учесть расходы в целях налогообложения? Как начисляется амортизация? Когда и как списать стоимость ремонта, нужно ли его включать в первоначальную стоимость помещения?

Ответ: Что касается принятия к расходам сумм, затраченных на приобретение помещения, для целей налогового учета, то в соответствии с пп. 1 п. 1, пп. 1 п. 3 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ организация, применяющая УСН, вправе учесть расходы на приобретение основных средств с момента их ввода в эксплуатацию. При этом согласно пп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ эти расходы отражаются в последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм. Необходимо также учесть, что стоимость основных средств при применении УСН принимается по их первоначальной стоимости, определяемой в порядке, установленном законодательством о бухгалтерском учете (п. 3 ст. 346.16 НК РФ).

Затраты на ремонт для целей исчисления налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, признаются расходами в общем порядке, предусмотренном п. 2 ст. 346.17 НК РФ, т. е. после их фактической оплаты. Поэтому уменьшить налоговую базу на сумму таких расходов можно в том периоде, в котором вы полностью рассчитались с поставщиком материалов, подрядчиком ремонтных работ, исполнителем определенной услуги, связанной с ремонтом, выплатили зарплату своим ремонтникам и т. д.

При этом обязательным условием для включения расходов на ремонт основных средств в налоговую базу при УСН является наличие документов об оплате ремонтных работ и акта сдачи-приемки выполненных работ. А при проведении ремонта собственными силами - наличие документов об оплате использованных материалов. Только в этом случае данные расходы могут быть признаны документально подтвержденными (п. 2 ст. 346.16, п. 1 ст. 252 НК РФ).

Расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных), а также суммы НДС по оплаченным подрядчику ремонтным работам учитываются при определении объекта налогообложения (пп. 3, 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

По нашему мнению, расходы по капитальному ремонту помещения можно учесть только в том случае, если помещение принадлежит на праве собственности организации и произведенные работы оплачены подрядным организациям.

На дату подписания сторонами акта приемки-сдачи выполненных работ организация может отразить в налоговом учете расходы по ремонту помещений офиса в сумме произведенных расходов на дату перечисления подрядчику суммы, указанной в акте.

Н. А.Спиридонова

ООО "ИК Ю-Софт"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

26.08.2009