В принадлежащем организации баре установлен факт отсутствия в прейскуранте полного наименования алкогольной продукции (в прейскуранте указан ром без уточнения его разновидности). В баре организации есть несколько разновидностей данного рома. Подлежит ли организация привлечению к административной ответственности?

Ответ: Согласно ч. 3 ст. 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

На основании п. 3 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036, услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый) определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом.

Согласно п. 3 ст. 11 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже на территории Российской Федерации, сопровождается информацией на русском языке, которая должна содержать сведения о: наименовании алкогольной продукции; цене алкогольной продукции; наименовании производителя (юридическом адресе); стране происхождения алкогольной продукции; сертификации алкогольной продукции или декларировании ее соответствия; государственных стандартах, требованиям которых алкогольная продукция должна соответствовать; объеме алкогольной продукции в потребительской таре; наименованиях основных ингредиентов, влияющих на вкус и аромат алкогольной продукции; содержании вредных для здоровья веществ по сравнению с обязательными требованиями государственных стандартов и противопоказаниях к ее применению; дате изготовления и сроке использования или конечном сроке использования.

В соответствии с п. 11 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55, продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров.

Согласно п. 141 Правил продажи отдельных видов товаров в организациях общественного питания в прейскурантах на алкогольную продукцию указываются наименование алкогольной продукции, объем алкогольной продукции в потребительской таре, цена за весь объем алкогольной продукции в потребительской таре, а также за 0,1 л или 0,05 л. По требованию покупателя ему должна предоставляться полная и достоверная информация о приобретаемой в организации общественного питания алкогольной продукции.

Таким образом, можно сделать вывод, что неуказание в прейскуранте разновидности алкогольной продукции (в данном случае рома) не обеспечивает возможности правильного выбора товара, следовательно, организация подлежит привлечению к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.

Правомерность такого вывода подтверждается арбитражной практикой (см., например, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 21.04.2009 N Ф03-1548/2009, Решение Арбитражного суда Свердловской области от 02.07.2008 N А60-13352/2008-С10).

В Постановлении ФАС Поволжского округа от 26.06.2008 N А49-944/08-53ОП/22 отсутствие в прейскуранте в организациях общественного питания полного наименования алкогольной продукции признано малозначительным правонарушением, которое квалифицировано по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

24.08.2009