Потребительская кооперация с позиций гражданского права

(Тычинин С. В.) ("Юрист", N 8, 2003) Текст документа

ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ С ПОЗИЦИЙ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

С. В. ТЫЧИНИН

Тычинин С. В., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Белгородского госуниверситета.

Российская потребительская кооперация возникла в условиях капитализма, затем достаточно длительный период действовала в коллективистской экономической системе и в настоящее время перестраивает свою деятельность применительно к рыночным отношениям. Ее развитие в современных условиях сдерживается тем, что фактически действующие экономические принципы хозяйствования и структура управления создавались еще в административно-командной системе и новым условиям не соответствуют <*>. -------------------------------- <*> Ефремова Г. М., Ефремов А. В. Основы теории и истории потребительской кооперации. Новосибирск, 1999. С. 4.

В действующем Гражданском кодексе РФ потребительские кооперативы отнесены к некоммерческим организациям в противовес производственным, что предопределяет соответствующую специфику правового регулирования. Тем самым заложена основа для глубокого водораздела двух исторически однородных организационно-правовых образований. Ущербность такого подхода справедливо подвергнута критике <*>. Кооперативы независимо от видов их деятельности - торговой, посреднической или производственной - объединяют общекооперативные принципы <**>. Принципиальной чертой потребительских кооперативов является наличие пайщиков, не связанных с личным трудовым участием. Во всем остальном существенной разницы между отдельными видами кооперативов не существует. -------------------------------- <*> Абова Т. Е. Производственные кооперативы в России. Правовые проблемы теории и практики // Государство и право. 1988. N 8. С. 71 - 81. <**> См.: Макаренко А. П. Теория и практика кооперативного движения. М., 2000. С. 313 - 322; Беднова Е. Международные кооперативные принципы и российский Закон о производственных кооперативах // Российская юстиция. 2000. С. 28 - 29; Коряков И. А. Принципы кооперативного движения. Чита, 1998.

Истории известны два основных способа законодательного регулирования кооперативных отношений: система единого кооперативного закона, состоящая в том, что законодатель издает один общий закон и подчиняет ему на равных условиях все виды кооперативных организаций, и система множественности правовых норм, состоящая из подчинения разных видов кооперативов соответствующим характеру их деятельности законам <*>. Первая, унитарная, система принята в большинстве стран мира. Прототип второй системы формируется в настоящее время в России, ибо норм, закрепленных в ГК РФ, явно недостаточно, чтобы говорить о них как о неком объединяющем всю кооперацию начале. Однако есть страны, в которых наряду с действующим общим кооперативным законом для всех видов кооперативов существуют специальные законы, распространяющие свою силу только на отдельные виды кооперативов. На наш взгляд, для России более приемлемым является последний вариант, и вот почему. История развития отечественного законодательства наглядно показывает тенденцию объединения норм о кооперации в едином нормативно-правовом акте. При этом следует учитывать, что детальная и мелочная регламентация различных сторон деятельности кооперативов особенно вредно отражается на развитии кооперативного движения. Калейдоскопическая пестрота кооперативного законодательства делает его малодоступным широким слоям населения, желающим участвовать в кооперативном движении. -------------------------------- <*> Малицкий Н. П. Кооперативное законодательство. Прага, 1924. С. 21 - 22.

Первое наиболее яркое движение в пользу создания единой правовой базы для кооперации связано с кооперативным съездом 1908 года в Москве <*>. Съезд признал необходимым издание общекооперативного закона, который определил бы единые правовые границы, в пределах которых кооперация могла бы свободно функционировать. Для выработки соответствующего законопроекта на съезде была создана комиссия, включавшая в свой состав известных ученых-правоведов. 20 марта 1917 года Временное правительство утвердило Положение о кооперативных товариществах и их союзах <**>. Закон сформулировал положения, объединяющие все виды кооперации. Нормы Закона имели общее руководящее значение. В их пределах особенности отдельных видов кооперативов должны были получить свое отражение в примерных вырабатываемых кооперативными учреждениями уставах. Выгодной для кооперации стороной нового закона являлось отсутствие чрезмерной заботливой регламентации деятельности кооперативов. Общие рамки, обозначенные в нем, давали простор для самостоятельной деятельности кооперативов. Закон устанавливал ограничительные нормы, призванные свести до минимума использование его в интересах коммерческих организаций. Ограничивался наивысший размер прибыли до 8% на сумму пая, не допускалась передача пая, каждый член товарищества пользовался правом только на один голос <***>. Эти нормы отражали идеи кооперации в смысле объединения в ней не капиталов ради получения прибыли по ним, а лиц в целях наилучшего самообеспечения материальными и духовными благами. -------------------------------- <*> Малицкий Н. П. Кооперативное законодательство. Прага, 1924. С. 30. <**> Сборник Постановлений Временного правительства по кооперации. М., 1917. С. 1 - 16. <***> Исаев А. А. Новое кооперативное законодательство. Петроград, 1918. С. 12.

С другой стороны, Закон провел четкую линию между кооперативами и организациями, преследующими только идеальные цели. В современном понимании это общественные организации. Кооперативные товарищества признавались товариществами с переменным составом и капиталом. Они содействовали не только духовному, но и материальному благополучию, ставили средством достижения этой цели совместную организацию разного рода хозяйственных предприятий или труда своих членов (ст. 1 Закона). Общества с идеальными целями избирали предметом своей совокупной деятельности определенную цель нематериального характера, а не получение прибыли от ведения какого-либо предприятия. Важно отметить, что в основу кооперативного законопроекта были приняты нормы о товариществах с переменным составом, как они были выработаны редакционной комиссией по составлению Проекта Гражданского уложения <*>. По своему юридическому местоположению кооперативные товарищества согласно Проекту должны быть включены в ряд других товариществ общегражданского типа, а именно простого, полного, на вере и акционерного товарищества. -------------------------------- <*> Гражданское уложение. СПб., Редакция 1899 г. Книга 5.

В первой половине 20-х годов прошлого века под влиянием НЭПа было принято значительное количество правовых актов в области кооперации, в том числе и потребительской. Они зачастую дублировали друг друга, чем создавали препятствия для нормальной деятельности кооперативов. Уже в этот период видными юристами в области кооперации осознавалась необходимость принятия единого закона о кооперации, который бы урегулировал отдельные отношения, свойственные всем видам кооперации, и четко определил основы развития и деятельности всей кооперации <1>. Активно обсуждался вопрос о кодификации кооперативного законодательства, особенно со стороны украинских юристов <2>. По инициативе законодательных органов УССР была намечена кодификация кооперативного законодательства. В начале 1925 года в результате длительной работы был закончен Проект Кодекса законов о кооперации УССР. Постановление Всеукраинского ВЦИК и СНК УССР "О порядке ликвидации кооперативных организаций, объединений и их разделе" от 7 октября 1925 г. <3> однообразно урегулировало для всех основных видов кооперации важнейший вопрос кооперативного права - о ликвидации их деятельности. В марте 1926 года Главный Кооперативный комитет Украины приступил к составлению всесоюзного закона о кооперации, в котором планировалось изложить основы кооперативного права с учетом общих подходов о содержании "основ" права вообще <4>. Однако к концу 20-х годов консервативный путь развития кооперации занял прочные позиции. Идея о кодификации кооперативного законодательства была постепенно размыта. Государственные органы все больше и больше контролируют кооперативные организации. Ограничиваются принципы добровольности, самостоятельности и др. -------------------------------- <1> Штандель Е. Н. Курс советского кооперативного права. Харьков, 1926. С. 22. <2> Штандель Е. Н. Основы кооперативного права // Вестник советской юстиции. 1926. N 5. С. 16. <3> Собрание узаконений УССР. 1925. N 75 - 76. Ст. 439. <4> Основные теоретические положения к конструированию "основ" права того периода см.: Рейхель М. О. Вопросы суда на второй сессии ЦИК СССР // Вестник советской юстиции. 1924. N 22. С. 2 - 8.

Перестройка и реконструкция народного хозяйства началась с возрождения кооперации и принятия Закона СССР "О кооперации в СССР" от 26 мая 1988 г. <*>. При всех его недостатках в Законе обозначилась та же тенденция: обеспечение единства правового регулирования всех видов кооперации. -------------------------------- <*> Ведомости ВС СССР. 1988. N 22. Ст. 355.

Сегодня, в условиях действия множества законов о кооперации, возникают проблемы обеспечения единства и дифференциации правового регулирования кооперативных отношений, особенно наглядно это проявляется на потребительских кооперативах. Гражданский кодекс РФ относит любые виды потребительских кооперативов к некоммерческим организациям (п. 3 ст. 50 ГК РФ). Как известно, критериями коммерческой организации являются: цель основной деятельности - извлечение прибыли; возможность распределения полученной прибыли между участниками (п. 1 ст. 50 ГК РФ) <*>. В потребительском кооперативе понятие "участник" характеризует учредителей и пайщиков. Несложно представить, во что превратится потребительский кооператив, если его учредителями станут коммерческие организации и будут распределять полученную прибыль между собой, от разрешенной предпринимательской деятельности в соответствии с п. 5 ст. 116 ГК. Поэтому следует поддержать позицию Е. А. Суханова, что данная норма противоречит природе потребительского кооператива <**>. Однако этот вывод верен не потому, что потребительские общества являются некоммерческими организациями, а потому, что распределяемые в них средства не являются предпринимательской прибылью. В свое время М. И. Туган-Барановский указывал, что "суммы, распределяемые потребительским обществом между его членами, вообще не являются в экономическом смысле доходом. Они суть лишь сбережения членами общества части расходов последних" <***>. -------------------------------- <*> В литературе имеются и другие подходы в поисках критериев разграничения коммерческих и некоммерческих организаций: Басин Ю. Г. единственным критерием разграничения считает возможность распределения полученной прибыли между участниками, Кашковский О. П. - цель создания организации, Грешников И. П. - намерения учредителей, направленность и характер фактических действий организаций и их учредителей. Басин Ю. Г. Юридические лица по гражданскому законодательству Республики Казахстан. Алматы, 2000. С. 10; Кашковский О. П. О критериях разграничения коммерческих и некоммерческих организаций // Юрист. 2000. N 5. С. 14 - 19; Грешников И. П. Субъекты гражданского права: юридическое лицо в праве и законодательстве. СПб., 2002. С. 176. <**> Гражданское право: Учебник. В 2 т. Том 1 / Под ред. Е. А. Суханова. М., 2000. С. 257. <***> Туган-Барановский М. И. Курсы по кооперации. М., 1912. С. 19.

На наш взгляд, любые кооперативы, независимо от вида и целей деятельности, не следует относить ни к коммерческим, ни к некоммерческим. В классификационном ряду такого деления кооперативы занимают самостоятельное место, поскольку органически в себе сочетают признаки как коммерческих, так и некоммерческих организаций, а также имеют свои, присущие кооперативу черты. Подтверждением сказанному является то, что Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г. <*> не применяется к потребительским кооперативам. С другой стороны, потребительские кооперативы активно занимаются предпринимательской деятельностью. Однако цель деятельности любого кооператива - удовлетворение материальных и духовных потребностей своих членов. -------------------------------- <*> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.

Правовое положение потребительских кооперативов, права и обязанности их членов определяются ГК РФ и законами о потребительских кооперативах (п. 6 ст. 116 ГК РФ). Таким образом, ГК РФ закрепляет норму о необходимости принятия комплекса законодательных актов, регулирующих деятельность потребительских кооперативов. В настоящее время приняты и действуют следующие специальные законы: Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации" от 8 декабря 1995 года <1>; Федеральный закон "О потребительской кооперации (потребительских обществах и союзах) в Российской Федерации" от 11 июля 1997 г. <2>; Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" от 15 апреля 1998 года <3>; Федеральный закон "О кредитных потребительских кооперативах граждан" от 7 августа 2001 года <4>. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4870; 1997. N 10. Ст. 1120. <2> СЗ РФ. 1997. N 28. Ст. 3306; 2000. N 18. Ст. 1910; 2002. N 12. Ст. 1093. <3> СЗ РФ. 1998. N 16. Ст. 1801. <4> СЗ РФ. 2001. N 33 (часть I). Ст. 3420.

Неопределенным является правовое положение потребительских строительных кооперативов: жилищно-строительных, жилищных, дачно-строительных, гаражно-строительных. Специальных законов в этой сфере не принято. Строительные потребительские кооперативы стали фактически руководствоваться практикой, сложившейся еще при действии ныне отмененных примерных уставов, многими нормами ГК РФ, гл. 5 ЖК РСФСР, некоторыми положениями Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики", а также ст. 51 Закона СССР "О кооперации в СССР" от 26 мая 1988 г. Это предопределяет необходимость продолжить работу по подготовке новых законов. В соответствии с п. 2 ст. 3 ГК РФ нормы гражданского права, закрепленные в специальных законах (причем исключительно федерального уровня) <*> о потребительской кооперации, должны соответствовать ГК РФ. Недопустимы конкретизация или изменение норм гражданского права, регулирующих деятельность потребительских кооперативов на уровне подзаконных актов и нормативно-правовых актов субъектов РФ <**>. -------------------------------- <*> Сергеев А. П. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. СПб., 1996. С. 4. <**> Гражданское право: Учебник. Т. 1. 2-е изд. / Под ред. Е. А. Суханова. М., 2000. С. 72.

Таким образом, создается правовая основа деятельности различных видов потребительских кооперативов как предпосылка для развития всей потребительской кооперации на основе гражданского законодательства. ГК РФ не формулирует виды потребительских кооперативов, тем самым дает простор законам предусмотреть различные виды кооперативов. Лишь в п. 3 ст. 116 ГК РФ крайне неудачно упоминается о потребительском союзе и потребительском обществе. Данная норма неверно называет потребительский союз разновидностью потребительского кооператива, ибо союз - это самостоятельный вид некоммерческой организации. Мировой опыт показывает, что кооперативные организации не могут развиваться, если деятельность их членов не мотивируется их собственными экономическими интересами участия в их деятельности. Если же целью государства является поощрение роста самостоятельных потребительских кооперативов, то основной упор следует делать на мотивацию, образование, подготовку и консультативные услуги пайщиков и руководящего состава <*>. -------------------------------- <*> Hans-H. Munkner. Six Lectures on co-operative Law. Bonn, 1978. S. 35.

Истории известно существование образуемых государством так называемых принудительных товариществ. Характерную черту подобных товариществ в свое время подчеркнул известный немецкий юрист Гирке. "Принудительное товарищество апеллирует к государству или общине, добровольные товарищества ищут источник своего спасения в вольной творческой силе народных масс" <*>. Потребительские кооперативы являются частноправовыми образованиями, они покоятся на добровольном соглашении своих членов. -------------------------------- <*> Цит. по Якоб Э. Хозяйственная теория кооперации. Пер. с немецкого / Под ред. Тотомианца В. О. Петроград, 1919. С. 19.

В Федеральном законе "О потребительской кооперации (потребительских обществах и союзах) в Российской Федерации" потребительская кооперация определяется как система потребительских обществ и их союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов. В самом названии Закона заложено явное противоречие. К элементам потребительской кооперации Закон относит только потребительские общества и их союзы, а все остальные потребительские кооперативы как бы не являются элементами потребительской кооперации. Но отождествлять потребительскую кооперацию с частью ее элементов нелогично. Определяя потребительскую кооперацию как систему потребительских обществ и союзов, Закон придает ей определенное юридическое значение, унаследованное от огосударствленной кооперации. Однако действующему российскому законодательству неизвестно понятие системы лиц как субъекта права. Безусловно, юридические лица могут объединяться и вступать в соответствующие отношения, но в любом случае они выступают либо как самостоятельные субъекты, либо в лице нового единого субъекта права, но не в качестве некой абстрактной системы. Тезис о том, что система потребительской кооперации вступает в отношения через свой центр - руководящий орган системы <*>, является еще более абстрактным и нарушает принцип дозволительной направленности гражданско-правового регулирования. Потребительские общества и союзы обладают, как и иные субъекты гражданского права, необходимой свободой, проявляют предприимчивость, инициативу и иную активность в сфере гражданского оборота. -------------------------------- <*> Клеандров М. И. Правовая организация потребительской кооперации в СССР. М., 1975. С. 8.

В философском смысле под системой принято понимать органическое множество взаимодействующих элементов <*>. Важной чертой системы является ее саморазвитие и наличие разных элементов, в своей совокупности способных к выполнению единой программы системы <**>. Определяемая законом система потребительской кооперации включает элементы других систем, т. е. не обладает качеством саморазвития. В частности, основным элементом потребительской кооперации являются принципы (добровольность вступления и выход из кооператива; демократическое управление и контроль; сотрудничество и др.), которые не являются исключительно элементами потребительской кооперации. Поэтому потребительскую кооперацию нельзя назвать сложившейся системой. Речь можно вести о простой совокупности кооперативных организаций, связанных единой целью. -------------------------------- <*> Аверьянов А. Н. Система познания мира. М., 1985. С. 43. <**> Алексеев П. В., Панин В. В. Философия: Учебник для ВУЗов. М., 1996. С. 370 - 371.

В ст. 3 Закона "О потребительской кооперации (потребительских обществах и союзах) в Российской Федерации" предусмотрено взаимодействие потребительских обществ и союзов на основе соглашений, неотъемлемой частью которых должен быть перечень организаций потребительской кооперации. Однако юридическая природа, а соответственно и содержание этого соглашения не ясны. Важно учитывать, что наличие между сторонами отношения власти и подчинения вообще исключает в принципе возможность применения не только гражданского законодательства, но и самой конструкции договора как такового. Договор ("соглашение") может существовать только между субъектами, которые в данном конкретном случае занимают равное положение <*>. -------------------------------- <*> Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Общие положения. М., 1997. С. 18. ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Монография М. И. Брагинского, В. В. Витрянского "Договорное право. Общие положения" (Книга 1) включена в информационный банк согласно публикации - М.: Издательство "Статут", 2001 (издание 3-е, стереотипное). ------------------------------------------------------------------

В литературе существует позиция, что названное соглашение относится к числу административных договоров <*>, с чем нельзя согласиться. Административный договор - это новое и еще недостаточно осмысленное явление, ибо сама природа государственного управления предполагает императивность односторонних юридически властных волеизъявлений, а договорные связи исходят из равенства участников <**>. -------------------------------- <*> Запорожец А. М., Богданов Е. В., Юрков Б. Н. и др. Комментарий к Закону РФ "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" Проект. Белгород, 1997. С. 14. <**> Алехин А. П., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. С. 200.

Центральной фигурой потребительских кооперативов является пайщик. В соответствии с Законом РФ "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", пайщик - гражданин и (или) юридическое лицо, внесшие вступительный и паевой взносы, принятые в потребительское общество в предусмотренном уставом потребительского общества порядке и являющиеся его членами. Те же лица могут выступать в качестве учредителей потребительского общества (п. 1 ст. 7 Закона). Формулировка Закона "гражданин и (или) юридическое лицо" выглядит противоречиво. Буквальное толкование нормы дает основание считать, что в качестве самостоятельных пайщиков в потребительском обществе могут участвовать три вида субъектов: гражданин; юридическое лицо; гражданин и юридическое лицо. В последнем случае за личностью пайщика стоит не одно лицо. Это влечет появление весьма специфического участника потребительского общества. Следует учесть, что в п. 1 ст. 116 ГК РФ закреплена несколько иная формулировка - "потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц...". Если идти дальше, то пайщиками и учредителями потребительского общества могут быть: граждане-предприниматели; граждане - предприниматели и юридические лица; любые виды юридических лиц. В последнем случае не исключается создание потребительского общества, учредителями которого выступает группа других потребительских обществ. В итоге создается общество потребительских обществ. Но чем такое общество будет отличаться от союза потребительских обществ как элемента потребительской кооперации? Попадают ли они в гиперболизированную иерархию контрольных и распорядительных функций территориальных союзов? Правовых оснований для такого вывода мы не находим. С другой стороны, трудно представить цель деятельности потребительского общества, учредителями (пайщиками) которого будут являться, например, три акционерных общества. Произойдет смешение акционеров и пайщиков, в конечном итоге и перерождение потребительского общества в коммерческую организацию. Нам представляется, что граждане-предприниматели и коммерческие организации могут участвовать в деятельности как потребительского общества, так и любого иного потребительского кооператива только в качестве пайщиков. Учредителями потребительских кооперативов могут быть только граждане и некоммерческие организации. Вступление в потребительское общество и выход из него осуществляются на добровольной основе. Законом предусмотрена возможность исключения пайщика из общества. Причем Закон не предусматривает зависимость размера, сроков и условий выплаты паевого взноса и кооперативных выплат от причин прекращения отношений пайщика с обществом. Закон (ст. 14) уравнял юридические последствия для выходящего и для исключенного пайщика из потребительского общества. Представляется, что эти вопросы целесообразно решать на основе устава общества с учетом мнения общего собрания потребительского общества. Законом закреплен перечень прав и обязанностей пайщиков потребительского общества, который является бессистемным. На наш взгляд, права и обязанности пайщика следует разделить на имущественные и личные неимущественные. Специфика имущественных и личных неимущественных прав предопределяет и специальные способы защиты субъективных прав пайщиков <*>. -------------------------------- <*> Гражданское право: Учебник / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. Т. 1. Издание 6-е. М., 2002. С. 101.

К числу имущественных относятся права: получать кооперативные выплаты в соответствии с решением общего собрания потребительского общества, приобретать (получать) преимущественно перед другими гражданами товары (услуги) в организациях торговли и бытового обслуживания потребительского общества, осуществлять на основе договоров гарантированный сбыт изделий и продукции личного подсобного хозяйства и промысла через организации потребительского общества, сдавать организациям потребительского общества в первоочередном порядке сельскохозяйственные продукцию и сырье для переработки, в том числе на давальческих началах, пользоваться льготами, предусмотренными для пайщиков общим собранием потребительского общества. К личным неимущественным можно отнести следующие права: вступать в потребительское общество и выходить из него на добровольной основе, участвовать в деятельности потребительского общества, избирать и быть избранными в органы управления и органы контроля, вносить предложения об улучшении деятельности потребительского общества, устранении недостатков в работе его органов, быть принятыми в первоочередном порядке на работу в потребительское общество, получать направления на учебу в образовательные учреждения потребительской кооперации, пользоваться объектами социального назначения на условиях, определяемых общим собранием потребительского общества, получать информацию от органов управления и органов контроля потребительского общества об их деятельности, обращаться к общему собранию потребительского общества с жалобами на неправомерные действия других органов управления и органов контроля потребительского общества, обжаловать в судебном порядке решения органов управления потребительского общества, затрагивающие их интересы. Перечень прав пайщика не является исчерпывающим и может быть дополнен решением общего собрания. В отличие от прав Закон устанавливает закрытый перечень обязанностей пайщиков: соблюдать устав потребительского общества, выполнять решения общего собрания потребительского общества, других органов управления и органов контроля потребительского общества; выполнять свои обязательства перед потребительским обществом по участию в его хозяйственной деятельности. Под участием в хозяйственной деятельности потребительского общества понимается приобретение товаров в потребительском обществе, пользование услугами потребительского общества, поставки сельскохозяйственных продукции и сырья потребительскому обществу и (или) иное участие в хозяйственных операциях в качестве потребителя или поставщика. Названная обязанность противоречит основополагающему принципу гражданского права - свободе договора <*> и началу добровольности участия лиц в деятельности потребительских обществ, поскольку связывает пайщика обязанностью заключать соответствующие сделки. Гораздо продуктивнее в законе - шире отразить нормы, обязывающие потребительские общества и их союзы создавать благоприятные условия для участия пайщиков в хозяйственной деятельности общества. -------------------------------- <*> Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Общие положения. М., 1997. С. 121. ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Монография М. И. Брагинского, В. В. Витрянского "Договорное право. Общие положения" (Книга 1) включена в информационный банк согласно публикации - М.: Издательство "Статут", 2001 (издание 3-е, стереотипное). ------------------------------------------------------------------

В случае смерти гражданина, являющегося пайщиком, наследники пайщика могут быть приняты в потребительское общество, если иное не предусмотрено уставом потребительского общества. В противном случае потребительское общество передает наследникам его паевой взнос и кооперативные выплаты в установленном порядке. Однако нормы п. 5 ст. 13 Закона "О потребительской кооперации (потребительских обществах и союзах) в Российской Федерации" противоречат нормам статьи 1177 Гражданского кодекса РФ, согласно которой наследнику члена потребительского кооператива не может быть отказано в приеме в члены кооператива <*>. Названную норму следует привести в соответствие с ГК РФ. -------------------------------- <*> Российское дореволюционное законодательство исключало возможность наследования пая, т. к. участие в кооперативе носило личный характер. См.: Малицкий Н. П. Кооперативное законодательство. 1-е издание. Прага, 1924. С. 49.

Потребительская кооперация вступает в новую фазу своего развития. Это предопределяет поиск новых путей правового регулирования соответствующих отношений.

------------------------------------------------------------------

Название документа