Некоторые проблемы самостоятельного получения взыскателем присужденных денежных средств

(Куракова Н. В.) ("Юрист", N 8, 2003) Текст документа

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПОЛУЧЕНИЯ ВЗЫСКАТЕЛЕМ ПРИСУЖДЕННЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

Н. В. КУРАКОВА

Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительный документ, в котором содержатся требования судебных актов и актов других органов о взыскании денежных средств, может быть направлен взыскателем непосредственно в банк или иную кредитную организацию, если взыскатель располагает сведениями об имеющихся там счетах должника и о наличии на них денежных средств, либо судебному приставу-исполнителю, если такими сведениями он не располагает. Таким образом, взыскатель вправе, не возбуждая исполнительного производства, самостоятельно получить присужденные денежные средства. На практике реализация этого права сталкивается с необходимостью соблюдения ряда дополнительных условий, не предусмотренных Законом. Одним из таких условий является требование банков о представлении взыскателем вместе с исполнительным листом инкассового поручения <*>. Хотя в соответствии с Законом для возникновения обязанности банка исполнить содержащееся в исполнительном документе требование достаточно предъявления исполнительного документа. Отмеченное ограничение прав взыскателя уже было предметом рассмотрения Верховного Суда Российской Федерации в 1999 году <**>. В вынесенном по делу решении указывалось, что возложение на взыскателя обязанности представить в банк инкассовое поручение не может быть признано правильным, поскольку такой нормы в Законе не содержится. Вследствие чего п. п. 283, 285, 286 действовавших тогда Правил безналичных расчетов в народном хозяйстве были признаны недействительными (незаконными). Аналогичной позиции придерживается Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. Согласно Постановлению его Президиума <***> предъявление исполнительного листа без инкассового поручения не освобождает банк от обязанности исполнения исполнительного документа. Требование о представлении инкассового поручения в основном создавало препятствия для взыскателя-гражданина, в том числе обязывая его использовать специальные технические средства при заполнении инкассового поручения. Несмотря на то что принятое 1 апреля 2003 года Центральным банком Положение "О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации" значительно упростит для физических лиц процедуру оформления инкассового поручения (вплоть до оформления его банком по поручению физического лица), противоречие банковского законодательства положениям Закона "Об исполнительном производстве" сохраняется. -------------------------------- <*> Требования банков в отношении взыскателей - юридических лиц основываются на п. п. 2.1, 8.2 Положения Центрального банка России от 03.10.2002 N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации", зарегистрировано в Минюсте РФ 23.12.2002 N 4068 // Справочная правовая система "КонсультантПлюс"; в отношении взыскателей - физических лиц см. гл. 5 Положения Центрального банка России от 01.04.2003 "О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации", зарегистрированного в Минюсте РФ 29.04.2003 N 4468 / Справочная правовая система "КонсультантПлюс". <**> Решение Верховного Суда Российской Федерации от 21 мая 1999 г. N ГКПИ 99-364 по жалобе Колерова И. А. о признании незаконными (недействительными) п. п. 283, 285, 286 Правил безналичных расчетов в народном хозяйстве N 2, утвержденных письмом Государственного Банка СССР от 30 сентября 1987 г. // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1999. N 11. С. 4; Определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.99 N КАС 99-119 указанное решение Верховного Суда Российской Федерации было оставлено без изменения. Текст Определения официально опубликован не был. <***> Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда от 29.03.2002 N 10103/01 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2002. N 8.

Другим ограничением прав взыскателя можно назвать правило, содержащееся в п. 8.3 Положения "О безналичных расчетах в Российской Федерации" и регулирующее расчеты по инкассо. В соответствии с ним исполнительный документ вместе с инкассовым поручением должен предъявляться взыскателем в банк должника исключительно через банк, обслуживающий взыскателя. В то время как Закон "Об исполнительном производстве" не содержит императивной нормы с таким предписанием. Толкование п. 1 ст. 6 Закона позволяет сделать вывод, что взыскатель может направлять исполнительный документ непосредственно в банк должника. Именно этот банк назван в Законе в качестве субъекта ответственности за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований. Установленный Положением "О безналичных расчетах в Российской Федерации" порядок расчетов по инкассо не позволяет непосредственно обратиться к банку должника, минуя банк, в котором у взыскателя имеется расчетный счет, что увеличивает срок прохождения соответствующих расчетных документов, следовательно, препятствует цели своевременного исполнения исполнительного документа. После получения исполнительного документа банк должника в соответствии с п. 2 ст. 6 Закона "Об исполнительном производстве" в трехдневный срок исполняет содержащиеся в исполнительном документе требования. Если требования взыскателя удовлетворены в полном объеме, дальнейшие действия банка Законом не предусмотрены: обязан ли банк возвратить исполнительный документ с отметкой об исполнении взыскателю или в орган, выдавший этот документ. На практике банки возвращают исполнительный документ, взыскание денежных средств по которому произведено, в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, что исключает возможные злоупотребления со стороны взыскателя (например, получение дубликата исполнительного документа и предъявление его в банк должника во второй раз). Фактически сложившаяся процедура нашла свое нормативное закрепление в п. 12.12 части I Положения "О безналичных расчетах в Российской Федерации". В случае отсутствия на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, согласно п. 2 ст. 6 Закона банк должника в трехдневный срок со дня получения исполнительного документа обязан сделать отметку о полном или частичном неисполнении указанных требований. Должен ли банк незамедлительно возвратить исполнительный документ взыскателю или вправе поместить исполнительный документ в картотеку для последующей оплаты - Законом не установлено. С учетом отсутствия в Законе нормы, регулирующей данную ситуацию, возможны два варианта действий банка после получения исполнительного документа. Первый вариант основывается на общих положениях Закона "Об исполнительном производстве", которые направлены на скорейшее удовлетворение требований взыскателя. Если денежные средства у должника отсутствуют либо их недостаточно, то соответствующая отметка банка предоставляет возможность обращения взыскания на иное имущество должника. Таким образом, после проставления отметки о полном или частичном неисполнении требований взыскателя банку следует возвратить документ соответственно взыскателю или судебному приставу-исполнителю. Согласно второму варианту банк после проставления на исполнительном документе отметки о полном или частичном неисполнении содержащихся в нем требований помещает исполнительный документ в картотеку <*>. Исполнение осуществляется по мере поступления денежных средств в очередности, установленной законодательством. Исполнительный документ возвращается взыскателю или судебному приставу-исполнителю только по их заявлению. Рассматриваемый вариант действий банка позволяет учитывать интересы взыскателя в различных ситуациях. Так, например, в случае отсутствия у должника иного имущества, взыскатель не заинтересован в возврате исполнительного документа, по которому взыскание не производилось или произведено частично. Нахождение исполнительного документа в картотеке позволит при каждом поступлении денежных средств на счет должника перечислять их взыскателю. В то же время, если у должника имеется иное имущество, обращение взыскания на которое ускорит удовлетворение требований, взыскатель может направить соответствующее заявление в банк и вернуть исполнительный документ. Период нахождения исполнительного документа в банке прерывает срок предъявления его к исполнению, что также отвечает интересам взыскателя. Таким образом, с точки зрения практического применения помещение исполнительного документа в картотеку в случае отсутствия или недостаточности денежных средств на счете должника представляется более целесообразным. Данный вариант предусмотрен гл. 12 Положения "О безналичных расчетах в Российской Федерации". -------------------------------- <*> Согласно п. 1.1.3 Положения Центрального банка России от 01.04.2003 "О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации" картотека неоплаченных расчетных документов к текущему счету физического лица не ведется.

Как отмечалось выше, непосредственное обращение взыскателя в банк возможно только при наличии сведений об имеющихся там счетах должника. В большинстве случаев обнаруживаются трудности в самостоятельном получении взыскателем таких сведений. В ст. 46 Закона "Об исполнительном производстве" предусматривается, что, если сведений о наличии или об отсутствии у должника-организации счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях не имеется, судебный пристав-исполнитель запрашивает указанные сведения у налоговых органов. Налоговые органы обязаны в трехдневный срок представить судебному приставу-исполнителю необходимую информацию. Такая же информация может быть представлена взыскателю по его заявлению при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком давности. Приведенное положение не обязывает налоговые органы представлять взыскателю сведения о наличии или об отсутствии у должника-организации счетов в банках или иных кредитных организациях. В самом Законе заложена основа усмотрения налогового органа, который такую информацию может не представить или представить по истечении значительного периода времени. Что же касается порядка представления сведений налоговыми органами, то в ст. 46 Закона содержится отсылка к акту Государственной налоговой службы. Порядок предоставления информации в настоящее время регламентирован Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам <*>. Этот нормативный акт почему-то устанавливает способ общения со взыскателем исключительно по почте. Учитывая время пробега почты, отсутствие ответственности налогового органа за непредставление или несвоевременное представление сведений по запросу взыскателя, а также то, что направление заявления в налоговый орган не прерывает срока предъявления исполнительного документа к исполнению, можно утверждать о неэффективности самостоятельного получения взыскателем сведений о счетах должника. Таким образом, в тех случаях, когда взыскатель не располагает сведениями о наличии счетов и вкладов должника, имеет смысл обратиться к судебному приставу-исполнителю. -------------------------------- <*> Приказ Министерства Российской Федерации по налогам и сборам "Об утверждении порядка предоставления налоговыми органами информации взыскателю" от 23.01.2003 N БГ-3-28/23 г. Москва, зарегистрированный в Минюсте РФ 14.02.2003, регистрационный N 4218 // Российская газета от 20.02.2003. N 33.

Закон "Об исполнительном производстве" ввел единый порядок взыскания для всех должников-организаций независимо от их организационно-правовой формы. Не предусматривается никаких исключений и для получателей средств федерального бюджета (например, бюджетного учреждения или федерального казенного предприятия). В то же время особая процедура исполнения требований судебных актов по денежным обязательствам таких должников установлена Законом "О федеральном бюджете" <*>. В настоящее время завершается формирование системы казначейского исполнения федерального бюджета: закрываются счета организаций, получающих финансирование из федерального бюджета, открытые в банках и иных кредитных организациях <**>. Исключение установлено для финансируемых из федерального бюджета организаций образования, культуры, здравоохранения и науки, которые вправе иметь счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в кредитных организациях <***>. Денежные средства всех остальных получателей бюджетных средств переводятся на лицевые счета в органах Федерального казначейства. Последние ведут два вида счетов: счет по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также лицевой счет бюджетных средств. В результате одни бюджетные учреждения могут иметь счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в кредитных организациях и лицевой счет бюджетных средств в органах Федерального казначейства. Другие, а также федеральные казенные предприятия открывают счет по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, и лицевой счет бюджетных средств только в органах Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации. -------------------------------- <*> Ст. 121 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год" от 24.12.2002 N 176-ФЗ // Российская газета от 28 декабря 2002 г. N 244. <**> Указ Президента Российской Федерации "О федеральном казначействе" от 08.12.1992 N 1556 // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 17.12.1992. N 50. Ст. 2978. <***> Указание ЦБР от 18.06.1999 N 579-У "О порядке открытия и ведения счетов организаций, финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также по учету средств, поступающих во временное распоряжение организаций, финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях" (с изменениями от 07.07.2000, 02.07.2001, 29.10.2001, 21.02.2002) // Вестник Банка России. 23.06.1999. N 37.

Учитывая эти особенности, Постановлением Правительства Российской Федерации <*> были утверждены Правила взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета. Правила вызвали различное понимание порядка осуществления взыскания. Разногласия обусловлены неоднозначным решением вопроса: следует ли рассматривать порядок взыскания, проводимый органом Федерального казначейства как порядок добровольного исполнения, или же он ограничивает свободу выбора взыскателя по предъявлению исполнительного документа к исполнению, обязывая обращаться в орган Федерального казначейства по месту открытия лицевого счета должника. В связи с этим не появляется ли у нас еще один "специализированный" орган принудительного исполнения. -------------------------------- <*> Постановление Правительства Российской Федерации от 22.02.2001 N 143 "Об утверждении правил взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета" // Российская газета. 06.03.2001. N 47.

Позиция Министерства юстиции Российской Федерации еще до принятия названного Постановления была следующей: "Если у должника имеются счета в органах Федерального казначейства, поступающие в службу судебных приставов исполнительные листы с требованиями о взыскании денежных средств с организаций-должников, являющихся получателями бюджетных средств, не могут исполняться в принудительном порядке, а направляются в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства" <*>. -------------------------------- <*> Письмо Минюста РФ от 17.11.2000 N 9842-АМ // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2001. N 2; Позиция Министерства юстиции по данному вопросу изложена также в Методических рекомендациях "Принудительное взыскание задолженности с бюджетных организаций и учреждений" // Бюллетень службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации. 2001. Апрель. N 1. С. 22 - 23.

Эти разъяснения и названные выше Правила взыскания к получателям бюджетных средств послужили основой для разработки службами судебных приставов субъектов Российской Федерации методических указаний (рекомендаций) по исполнению судебных актов в отношении бюджетных организаций. Порядок, предусмотренный в методических рекомендациях, различен и противоречив <*>. Ошибочное понимание положений Закона "Об исполнительном производстве" в одних случаях повлекло отказы в принятии судебными приставами-исполнителями исполнительных листов к получателям бюджетных средств, в других - принятие исполнительных листов и обращение взыскания на безналичные денежные средства в банках. Только при недостаточности таких денежных средств должника исполнительные листы направлялись в орган Федерального казначейства. Например, согласно Методическим рекомендациям, разработанным в Тульской области <**>, взыскатель вправе предъявить исполнительный документ в отношении должника - получателя средств федерального бюджета в службу судебных приставов только при наличии отметки территориального органа Федерального казначейства о невозможности исполнения судебного решения за счет средств федерального бюджета. При предъявлении исполнительного документа взыскателем в подразделение судебных приставов без соответствующей отметки исполнительный документ не принимается, как предъявленный в неуполномоченный орган, и возвращается взыскателю. -------------------------------- <*> По материалам Методических рекомендаций Тульской, Ярославской, Тамбовской, Владимирской, Воронежской, Курской областей. <**> Методические рекомендации о порядке исполнения требований исполнительных документов о взыскании денежных средств с должников-учреждений, утвержденные Приказом Управления Минюста РФ по Тульской области от 17.04.2002 N 296.

По нашему мнению, вышеназванная позиция представляется не соответствующей действующему законодательству по следующим причинам. Во-первых, ст. 8 Закона "Об исполнительном производстве" не указывает в качестве предпосылки возбуждения исполнительного производства в отношении должника - получателя средств федерального бюджета наличие соответствующей отметки территориального органа Федерального казначейства. Отсутствие отметки не является и основанием для возвращения исполнительного документа (ст. 10 Закона). Таким образом, любые действия по отказу в возбуждении исполнительного производства и возвращению исполнительного документа взыскателю для направления в орган Федерального казначейства будут незаконными. Обращает на себя внимание и то, что территориальный орган Федерального казначейства в случае невозможности полного или частичного удовлетворения требований взыскателя никакой отметки не проставляет, а выдает уведомление о полном или частичном неисполнении требований исполнительного листа. После получения уведомления взыскатель вправе обратиться в Министерство финансов Российской Федерации для взыскания денежных средств с главного распорядителя средств в порядке субсидиарной ответственности <*>. -------------------------------- <*> В целях исполнения Постановления Правительства Российской Федерации от 22.02.2001 N 143 был принят Приказ Минфина РФ от 15.05.2001 N 36н "Об утверждении правил организации работы Министерства финансов Российской Федерации и территориальных органов федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по взысканию на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета" (с изменениями от 30.04.2002) // Финансовая газета. 2001. Май. N 22.

Во-вторых, в соответствии со ст. 3 Закона только служба судебных приставов является органом принудительного исполнения. На основании ст. 121 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год" <*> взыскание средств по денежным обязательствам получателей бюджетных средств, подлежащим исполнению за счет средств федерального бюджета, с лицевых счетов, открытых в органах Федерального казначейства, производится органами Федерального казначейства. Таким образом, согласно п. 2 ст. 5 Закона "Об исполнительном производстве" органы Федерального казначейства являются органами, исполняющими требования судебных актов только в отношении обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета. В отношении иных обязательств бюджетного учреждения или федерального казенного предприятия федеральный закон не уполномочивает органы Федерального казначейства осуществлять взыскание со счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, даже если такой счет открыт в органе Федерального казначейства. Постановление <**>, утвердившее правила взыскания по денежным обязательствам получателей бюджетных средств, в нарушение Закона, предоставило органам Федерального казначейства право обращать взыскание на средства, приобретенные получателем бюджетных средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Однако это не имеет существенного значения для порядка обращения взыскания по следующим причинам. -------------------------------- <*> Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2003 год" от 24.12.2002 N 176-ФЗ // Российская газета. 28.12.2002. N 244. <**> Постановление Правительства Российской Федерации от 22.02.2001 N 143 "Об утверждении правил взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета" // Российская газета. 06.03.2001. N 47.

Согласно Бюджетному кодексу <*> осуществление платежей от имени получателей средств федерального бюджета возлагается на Федеральное казначейство. В то же время ни Бюджетный кодекс, ни Закон "О федеральном бюджете на 2003 год" не предоставляют органам Федерального казначейства права принудительного списания средств по требованиям судебных актов с лицевых счетов получателей бюджетных средств. Основанием для списания денежных средств с лицевых счетов, открытых в органах Федерального казначейства, является предъявление исполнительного листа судебного органа и направление должником-получателем бюджетных средств платежного поручения. Следовательно, можно сделать вывод, что установленный порядок исполнения органами Федерального казначейства исполнительных листов судебных органов является добровольным порядком исполнения, в том числе собственником имущества бюджетного учреждения или федерального казенного предприятия - государством в порядке субсидиарной ответственности. Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, органов Федерального казначейства для понуждения должника к добровольному исполнению может приостановить операции по лицевому счету должника - получателя бюджетных средств, но не вправе списать денежные средства в принудительном порядке. -------------------------------- <*> Ст. 243 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 (с дальнейшими изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. 03.08.1998. N 31. Ст. 3823.

Учитывая вышеизложенное, следует согласиться с мнением Верховного Суда Российской Федерации о том, что "правила устанавливают добровольный порядок исполнения требований актов судебных органов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета и не ограничивают взыскателя в свободе выбора способа исполнения исполнительного документа. Они не лишают взыскателя возможности ставить вопрос о принудительном исполнении судебного решения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", Федеральным законом "О судебных приставах" <*>. -------------------------------- <*> Решение Верховного Суда Российской Федерации от 27.02.2002 N ГКПИ 2001-1790, 2002-139 по жалобам Мартыновой Е. З. и Панькова О. Г. о признании недействительными пунктов 1; 2; 3; 7; 8; 9; 10; 11 Правил взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2001 N 143. Текст решения официально опубликован не был.

В заключение отметим, что отсутствие четких формулировок и неоднозначное толкование положений Закона "Об исполнительном производстве" оставляют излишний простор для подзаконных нормативно-правовых актов, которые зачастую противоречат общему смыслу Закона, в частности, создавая препятствия самостоятельному получению взыскателем присужденных денег.

------------------------------------------------------------------

Название документа