Налоговый орган по результатам проверки доначислил организации налог на прибыль, посчитав, что организацией при определении налоговой базы ошибочно учтены расходы на рекламу производимых ею товаров. Основанием послужило мнение налогового органа о том, что организация является крупной, у нее отсутствует потребность в рекламировании производимых товаров, так как они и без того известны широкому кругу лиц. Правомерна ли позиция налогового органа, если требования п. 4 ст. 264 НК РФ, а также требование документальной подтвержденности расходов организацией соблюдены?

Ответ: На основании п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 данной статьи.

В силу п. 4 ст. 264 НК РФ к расходам организации на рекламу в целях гл. 25 НК РФ относятся:

расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передачи по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;

расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абз. 2 - 4 настоящего пункта, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 24.02.2004 N 3-П и в Определениях от 04.06.2007 N N 366-О-П и 320-О-П, налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности.

В силу принципа свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно оценивать ее эффективность и целесообразность.

Следовательно, то обстоятельство, что товары организации известны широкому кругу лиц, не может являться основанием для исключения расходов на рекламу товаров, отвечающих требованиям п. 4 ст. 264 и п. 1 ст. 252 НК РФ, из учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Наличие либо отсутствие потребности в рекламировании производимых товаров определяет сам налогоплательщик.

Таким образом, позиция налогового органа в указанной ситуации неправомерна.

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

18.08.2009