Организация является собственником здания, расположенного на земельном участке, находящемся у организации на праве постоянного (бессрочного) пользования. Организация обратилась к собственнику земельного участка - администрации муниципального образования с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок. Администрация сообщила организации, что считает экономически нецелесообразным передавать земельный участок в собственность и что организация вправе направить предложение о заключении договора аренды. Вправе ли администрации муниципального образования как собственник земельного участка определить право, на котором указанный земельный участок будет предоставлен собственнику расположенного на нем здания?
Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в п. 1 ст. 20 Земельного кодекса РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2010 г. в соответствии с правилами ст. 36 ЗК РФ.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.
В силу ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 ЗК РФ.
В п. 5 ст. 36 ЗК РФ предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный ст. 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 ст. 36 ЗК РФ заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный ст. 29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный ст. 29 ЗК РФ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (п. 6 ст. 36 ЗК РФ).
Из вышеизложенных норм следует, что право выбора способа приобретения прав на земельный участок - собственности либо аренды - принадлежит собственникам объектов недвижимости, а не собственникам земельных участков.
Указанная позиция подтверждается судебной практикой.
ФАС Поволжского округа в Постановлении от 18.06.2009 N А65-10410/2008 указал, что орган муниципального образования - собственник земельного участка неправомочен выбирать, на каком праве предоставить земельный участок собственнику расположенного на нем здания.
Аналогичная позиция изложена в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 20.04.2006 N А17-6806/5-2005.
Таким образом, администрации муниципального образования как собственнику земельного участка не принадлежит право выбора права, на котором указанный земельный участок будет предоставлен собственнику расположенного на нем здания.
Ю. М.Лермонтов
Минфин России
14.08.2009