Организация в связи с изменением места нахождения снялась с учета в налоговом органе. Имеет ли право указанный налоговый орган снять с учета ККМ, принадлежащую организации, если заявление о снятии ее с учета налогоплательщиком в налоговый орган не представлялось?
Ответ: Из ст. 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" следует, что индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в налоговых органах.
В соответствии с п. 1 ст. 4 указанного Закона требования к контрольно-кассовой технике, используемой индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения определяются Правительством Российской Федерации.
При этом контрольно-кассовая техника, применяемая индивидуальными предпринимателями, должна быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика.
Согласно п. 16 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470, снятие контрольно-кассовой техники с регистрации осуществляется по заявлению пользователя в течение 5 рабочих дней с даты представления заявления в налоговый орган, в котором зарегистрирована контрольно-кассовая техника. К заявлению прилагаются паспорт контрольно-кассовой техники и карточка регистрации.
Указанным Положением предусмотрен лишь один случай, при котором налоговый орган имеет право самостоятельно (без заявления) снять ККМ с учета, а именно истечение нормативного срока амортизации модели контрольно-кассовой техники, исключенной из Государственного реестра (п. 19).
Пунктом 28 Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по регистрации в установленном порядке контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 10.03.2009 N 19н, предусмотрено, что для перерегистрации и снятия с регистрации контрольно-кассовой техники специалист структурного подразделения, ответственного за прием документов, принимает от пользователя (уполномоченного лица) следующие документы:
- заявление о перерегистрации или снятии с регистрации контрольно-кассовой техники;
- паспорт контрольно-кассовой техники, подлежащей перерегистрации или снятию с регистрации;
- карточку регистрации контрольно-кассовой техники.
Основанием для начала административных действий по перерегистрации, снятию с регистрации контрольно-кассовой техники является поступление в структурное подразделение, ответственное за исполнение государственной функции, заявления о перерегистрации или снятии с регистрации контрольно-кассовой техники, представленного пользователем (уполномоченным лицом) в территориальный налоговый орган с необходимыми документами, указанными в п. 28 Административного регламента (п. 46).
Таким образом, налоговый орган не вправе снять с учета ККМ, принадлежащую организации, если заявление о снятии ее с учета налогоплательщиком в налоговый орган не представлялось (см. также Постановление ФАС Московского округа от 12.03.2009 N КА-А40/1188-09).
О. Ю.Пескова
Консультационно-аналитический центр
по бухгалтерскому учету
и налогообложению
14.08.2009