Организация в рекламных целях раздает потенциальным покупателям сувениры (флаги с символикой организации). Расходы на приобретение каждого флага составили более 100 руб. Фактической потребительской ценности флаги для покупателей не представляют. Каков порядок определения стоимости указанных сувениров с учетом положений ст. 40 НК РФ для определения налоговой базы по НДС?

Ответ: На основании п. 1 ст. 146 и п. 1 ст. 154 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) при реализации, в том числе на безвозмездной основе, товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость, налоговая база определяется как стоимость этих товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

Согласно п. 4 ст. 40 Кодекса рыночной ценой товара признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

Исходя из п. 3 ст. 40 Кодекса рыночная цена определяется с учетом положений, предусмотренных п. п. 4 - 11 данной статьи Кодекса.

При этом п. 11 ст. 40 Кодекса установлено, что при определении и признании рыночной цены товара используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары и биржевых котировках.

Кодексом не определен перечень официальных источников информации о рыночных ценах. Поэтому при определении рыночных цен может быть использована информация о ценах, опубликованная в официальных изданиях, в частности, органов, уполномоченных в области статистики, ценообразования.

Статьей 40 Кодекса предусмотрены и иные методы определения рыночной цены - метод цены последующей реализации и затратный метод. Эти методы могут применяться последовательно при отсутствии на соответствующем рынке товаров сделок по идентичным (однородным) товарам в порядке, предусмотренном п. п. 4 - 11 данной статьи Кодекса.

При невозможности использования метода цены последующей реализации (в частности, при отсутствии информации о цене товаров, в последующем реализованных покупателем) используется затратный метод, при котором рыночная цена товаров, реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров, обычные в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты (п. 10 ст. 40 Кодекса).

Учитывая изложенное, при передаче в рекламных целях товаров, расходы на приобретение (создание) единицы которых превышают 100 руб., налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как стоимость этих товаров, исчисленная исходя из цен, определенных одним из вышеуказанных способов.

Е. Н.Вихляева

Консультант

отдела косвенных налогов

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Минфина России

13.08.2009