Пенсионный фонд РФ на основании сведений, представленных налоговым органом, принял решение о доначислении налогоплательщику страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Основанием для принятия решения послужило невключение в состав базы для исчисления взносов на обязательное пенсионное страхование выплат за сверхурочную работу свыше 120 часов в год, предусмотренных коллективным договором, осуществленных с превышением предела, установленного ст. 99 Трудового кодекса РФ. Правомерно ли вынесенное Пенсионным фондом РФ решение?

Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные гл. 24 Налогового кодекса РФ.

Как установлено п. 1 ст. 25 Закона N 167-ФЗ, контроль за исчислением и уплатой страховых взносов осуществляют налоговые органы. Они, в частности, проводят проверку расчетов и деклараций по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (п. п. 2, 6 ст. 24 Закона N 167-ФЗ), а при выявлении задолженности за страхователями сообщают об этом в органы Пенсионного фонда РФ (п. 2 ст. 25 Закона N 167-ФЗ).

Согласно п. 5 ст. 25.1 Закона N 167-ФЗ в случае, если страхователь добровольно не уплатил недоимку по страховым взносам, пени и штрафы в размере и срок, которые указаны в требовании об их уплате, соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда РФ принимает решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

Согласно п. 1 ст. 236 НК РФ объектом налогообложения по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты в пользу физических лиц, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам, занимающимся частной практикой), а также по авторским договорам.

В п. 3 ст. 236 НК РФ предусмотрено, что указанные в п. 1 ст. 236 НК РФ выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Пункт 3 ст. 255 НК РФ относит к расходам на оплату труда начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок привлечения к сверхурочной работе предусмотрен ст. 99 Трудового кодекса РФ, согласно которой сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

Согласно ст. 152 ТК РФ сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором.

Таким образом, сверхурочная работа должна быть оплачена в повышенном размере независимо от того, соблюден ли порядок привлечения к сверхурочным работам.

Согласно официальной позиции Минфина России оплату сверхурочной работы следует рассматривать для целей налогообложения прибыли как обоснованный расход. Расходы на оплату труда работников, работающих сверхурочно (в том числе если количество часов, отработанных ими сверхурочно, превышает 120 часов в год), в целях налогообложения прибыли относятся к расходам на оплату труда (см. Письма Минфина России от 22.05.2007 N 03-03-06/1/278, от 07.11.2006 N 03-03-04/1/724, от 02.02.2006 N 03-03-04/4/22).

Данную позицию разделяют также налоговые органы (см. Письма ФНС России от 23.09.2005 N 02-1-08/195@ "По вопросу учета для целей налогообложения прибыли расходов по оплате сверхурочных работ, превышающих 120 часов в год" и УФНС России по Санкт-Петербургу от 03.04.2006 N 02-05/07859@).

Арбитражные суды также указывают, что суммы оплаты сверхурочной работы включаются в расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, при условии их документального подтверждения, что порождает обязанность налогоплательщика по учету указанных выплат в составе сумм, на основании которых подлежат исчислению страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (см., например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 02.07.2008 N Ф04-3947/2008(7394-А75-14)).

Следовательно, приходим к выводу, что вынесенное Пенсионным фондом РФ решение является правомерным.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

11.08.2009