Налогоплательщик на основании разрешения на вылов рыбы предоставил в налоговый орган сведения о полученной лицензии (разрешении) на пользование объектами водных биологических ресурсов, суммах сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, подлежащих уплате в виде разового и регулярных взносов. Платежным поручением им произведена уплата разового взноса, а уплата регулярных взносов осуществлена была другим платежным поручением. В дальнейшем согласно протоколу внеочередного общего собрания участников произошла реорганизация налогоплательщика в форме присоединения его к обществу. Таким образом, к обществу перешли права и обязанности, прямо или косвенно связанные с предоставлением квот и пользованием водными биологическими ресурсами. В связи с реорганизацией по заявлению налогоплательщика было аннулировано ранее выданное разрешение на вылов рыбы. На дату аннулирования указанного разрешения уплата регулярных взносов за пользование водными биологическими ресурсами была осуществлена налогоплательщиком в полном объеме. Имеет ли право общество-правопреемник обратиться в налоговую инспекцию с заявлением о зачете излишне уплаченных сумм по сбору за пользование объектами водных биологических ресурсов в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль?

Ответ: Плательщиками сбора за пользование объектами животного мира, за исключением объектов животного мира, относящихся к объектам водных биологических ресурсов (далее в настоящей главе - плательщики), признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира на территории Российской Федерации (п. 1 ст. 333.1 Налогового кодекса РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 333.1 НК РФ плательщиками сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.

Согласно п. 1 ст. 333.2 НК РФ объектами налогообложения признаются объекты водных биологических ресурсов в соответствии с перечнем, установленным п. п. 4 и 5 ст. 333.3 НК РФ, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, выдаваемого в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе объекты водных биологических ресурсов, подлежащие изъятию из среды их обитания в качестве разрешенного прилова.

В силу п. 2 ст. 333.5 НК РФ плательщики, указанные в п. 2 ст. 333.1 НК РФ, сумму сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов уплачивают в виде разового и регулярных взносов, а также в случаях, предусмотренных данной главой, - единовременного взноса.

В соответствии с п. 2 ст. 50 НК РФ правопреемник (правопреемники) реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него данной статьей обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном НК РФ для налогоплательщиков.

Согласно п. 10 ст. 50 НК РФ сумма налога (пеней, штрафов), излишне уплаченная юридическим лицом или излишне взысканная до его реорганизации, подлежит зачету налоговым органом в счет исполнения правопреемником (правопреемниками) обязанности реорганизованного юридического лица по погашению недоимки по иным налогам и сборам, задолженности по пеням и штрафам за налоговое правонарушение. Зачет производится не позднее одного месяца со дня завершения реорганизации в порядке, установленном НК РФ, с учетом особенностей, предусмотренных указанной статьей.

При отсутствии у реорганизуемого юридического лица задолженности по исполнению обязанности по уплате налога, а также по уплате пеней и штрафов сумма излишне уплаченного этим юридическим лицом или излишне взысканного налога (пеней, штрафов) подлежит возврату его правопреемнику (правопреемникам) не позднее одного месяца со дня подачи правопреемником (правопреемниками) заявления в порядке, установленном гл. 12 НК РФ.

Согласно пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам (п. 1 ст. 78 НК РФ).

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась (п. 4 ст. 78 НК РФ).

Согласно официальной позиции Минфина России положения ст. 50 НК РФ не содержат запрета на проведение налоговым органом зачета излишне уплаченного налога реорганизованным юридическим лицом в счет предстоящих платежей его правопреемника (Письмо Минфина России от 01.07.2009 N 03-02-07/1-333).

Согласно правовой позиции Президиума ВАС РФ, выраженной в Постановлении от 29.06.2004 N 2046/04, по своему экономическому содержанию между зачетом и возвратом налоговых платежей существенных различий не имеется и фактически зачет излишне уплаченных сумм налога является разновидностью (формой) возврата этих сумм, восстановлением имущественного положения налогоплательщика.

Данную позицию разделяют также и арбитражные суды (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 10.05.2007 N А42-5939/2006 и ФАС Северо-Кавказского округа от 08.08.2007 N Ф08-5021/2007-1895А).

Таким образом, приходим к выводу, что сумма налога, излишне уплаченная налогоплательщиком до преобразования, может быть зачтена налоговым органом в счет предстоящих платежей его правопреемника. Следовательно, общество-правопреемник имеет право обратиться в налоговую инспекцию с заявлением о зачете излишне уплаченных сумм по сбору за пользование объектами водных биологических ресурсов в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

11.08.2009