Налоговым органом проведена выездная налоговая проверка, по результатам которой принято решение о привлечении налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ. Также указанным решением ему предложено уплатить доначисленные суммы НДС, по налогу на прибыль, налогу на имущество, транспортному налогу, налогу на доходы физических лиц, ЕСН и соответствующие суммы пеней. Основанием послужил вывод налогового органа о том, что налогоплательщик необоснованно в нарушение требований пп. 8 п. 3 ст. 346.12 НК РФ применял упрощенную систему налогообложения с I квартала 2008 г. по I квартал 2009 г., поскольку имел лицензию на право пользования недрами, зарегистрированную 16.03.2008, с целевым назначением и видами работ - разведка и добыча россыпного золота в пределах лицензионного участка. Налогоплательщик с данным решением не согласен. Он указывает, что утрачивает право на применение УСН только с даты фактического осуществления добычи и реализации полезных ископаемых, а не с даты государственной регистрации выданной ему лицензии на пользование участками недр, а работы по добыче он пока не ведет. Правомерна ли позиция налогоплательщика?

Ответ: В соответствии с п. 3 ст. 6 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1) недра предоставляются в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств.

Статьей 11 Закона N 2395-1 установлено, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Согласно п. 2 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ применение УСН организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и ЕСН. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ.

Из содержания пп. 8 п. 3 ст. 346.12 НК РФ следует, что организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых, не вправе применять УСН.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 336 НК РФ объектом обложения НДПИ признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В Письме Минфина России от 13.11.2007 N 03-11-04/2/275 сказано, что налогоплательщик утрачивает право на применение упрощенной системы налогообложения с начала квартала, в котором была произведена государственная регистрации лицензии на пользование участками недр.

Однако арбитражные суды данную позицию не разделяют, указывая, что запрет на применение УСН касается организаций, которые фактически осуществляют добычу полезных ископаемых (см., например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.03.2009 N Ф04-6878/2008(669-А70-27)).

Таким образом, исходя из официальной позиции Минфина России, приходим к выводу, что позиция налогоплательщика в данном случае является неправомерной. Правомерность противоположных выводов налогоплательщику, очевидно, придется отстаивать в суде.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

10.08.2009