Организация обратилась в налоговый орган с заявлением о предоставлении отсрочки по уплате земельного налога и налога на имущество на основании пп. 1 п. 2 ст. 64 НК РФ в связи с произошедшим пожаром, признанным чрезвычайной ситуацией техногенного характера. Налоговый орган отказал в предоставлении отсрочки, указав, что представленное обществом заключение территориального органа МЧС России не является надлежащим документом, подтверждающим размер понесенного материального ущерба. Правомерен ли отказ налогового органа?

Ответ: Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных настоящей главой, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности (п. 1 ст. 64 Налогового кодекса РФ).

Подпунктом 1 п. 2 ст. 64 НК РФ предусмотрено, что отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены заинтересованному лицу, в частности, в случае причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы. При этом проценты на сумму задолженности не начисляются (п. 4 ст. 64 НК РФ).

В соответствии с п. 5 ст. 64 НК РФ заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога с указанием оснований подается в соответствующий уполномоченный орган. К этому заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие оснований, указанных в п. 2 ст. 64 НК РФ.

При отсутствии обстоятельств, установленных п. 1 ст. 62 НК РФ, уполномоченный орган не вправе отказать заинтересованному лицу в отсрочке или рассрочке по уплате налога по основаниям, указанным в пп. 1 или 2 п. 2 ст. 64 НК РФ, в пределах соответственно суммы причиненного заинтересованному лицу ущерба либо суммы недофинансирования или неоплаты выполненного этим лицом государственного заказа (п. 7 ст. 64 НК РФ).

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно содержать указание на сумму задолженности, налог, по уплате которого предоставляется отсрочка или рассрочка, сроки и порядок уплаты суммы задолженности и начисляемых процентов, а также в соответствующих случаях документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство (п. 8 ст. 64 НК РФ).

Таким образом, наличие информации о сумме причиненного ущерба является необходимым условием для предоставления налогоплательщику отсрочки.

В соответствии с п. 2.1 Порядка организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов, утвержденного Приказом ФНС России от 21.11.2006 N САЭ-3-19/798@, в случае обращения налогоплательщика с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по основаниям, определенным в пп. 1 п. 2 ст. 64 НК РФ, а именно при причинении ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы, представляются следующие документы: документ, подтверждающий факт наступления соответствующих оснований; справка о сумме нанесенного ущерба, заверенная уполномоченным на это органом.

При этом названная норма не разъясняет, какие органы уполномочены заверять справку о сумме нанесенного ущерба.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера" для осуществления государственного управления и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций создается уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Указанный федеральный орган вправе создавать подведомственные ему территориальные органы.

Согласно п. 2 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента России от 11.07.2004 N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", МЧС России осуществляет управление, координацию, контроль и реагирование в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Основными задачами МЧС России являются: осуществление управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществление нормативного регулирования в целях предупреждения, прогнозирования и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также осуществление специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России (п. 7 названного Положения).

В силу п. 8 названного Положения МЧС России, в соответствии с возложенными на него задачами, осуществляет основные функции, в том числе сбор и обработку информации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

В соответствии с пп. 25 п. 15 Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, утвержденного Приказом МЧС России от 06.08.2004 N 372, начальник Главного управления обеспечивает составление и представление в установленном порядке всей необходимой информации и документации, связанной с деятельностью Главного управления МЧС России.

Таким образом, выдача заключений, подтверждающих размер ущерба, причиненного чрезвычайными ситуациями, в том числе пожаром, не выходит за рамки компетенции органов МЧС России.

Точку зрения о том, что заключения МЧС России, выданные в соответствии с его компетенцией, являются документами, подтверждающими причинение ущерба чрезвычайными ситуациями, высказал Минфин России в Письме от 02.07.2009 N 03-02-07/1-336.

Приказом МЧС России от 02.02.1998 N 63 утверждено Положение о порядке проведения независимой аудиторской и оценочной деятельности в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, страхования ответственности за причинение вреда в случае аварии на опасном производственном объекте, которое устанавливает, в том числе, порядок проведения независимой оценки фактического ущерба, нанесенного природными и техногенными авариями и катастрофами.

Независимая оценка ущерба осуществляется аудиторскими фирмами, обладающими опытом работы с промышленными предприятиями и имеющими лицензии на осуществление общего, банковского аудита, аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, аудита страховых организаций, экологического аудита, и оценочными фирмами, имеющими опыт работы в области безопасности, оценки рыночной, страховой стоимости промышленных объектов. Указанные фирмы, получившие государственную регистрацию, должны иметь свидетельство МЧС России установленной формы, выдаваемое после представления соответствующих документов (п. 1.3 названного Положения).

Фактический ущерб определяется для всех лиц, являющихся субъектами гражданского права, включая граждан, юридических лиц, муниципальные образования, субъекты Российской Федерации, Российскую Федерацию, а также для лиц, являющихся субъектами международного права (п. 2.6.1 названного Положения).

По результатам оценки выдается заключение, содержание которого регламентировано п. 3.3 названного Положения. Величина ущерба, содержащаяся в заключении, составленном на основании и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и настоящим Положением, считается достоверной и может быть оспорена только в судебном порядке.

На основании изложенного с учетом положений п. 7 ст. 3 НК РФ размер нанесенного налогоплательщику ущерба в результате пожара в целях предоставления отсрочки по уплате налогов может подтверждаться справкой, выданной территориальным органом МЧС России.

Данный вывод подтверждается арбитражной практикой (см., например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 23.04.2009 N А17-4214/2008).

М. И.Дедусова

ООО "Юридическая компания

"Налоговая помощь"

07.08.2009