Правомерно ли при расчетах без применения ККТ за оказание услуг гостиницы использовать бланк строгой отчетности (БСО) по форме N 3-Г "Счет"? Подлежит ли утверждению федеральным органом исполнительной власти БСО, используемый гостиницей? Вправе ли организация принять к вычету сумму НДС по услугам гостиницы, выделенную отдельной строкой в БСО? Вправе ли организация принять к вычету сумму НДС, определенную расчетным путем, если сумма НДС не выделена в БСО? Правомерно ли учитывать при исчислении налога на прибыль расходы на проживание работника организации в гостинице, подтвержденные БСО, содержащим все реквизиты, предусмотренные п. 3 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359, но изготовленным нетипографским способом?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 7 августа 2009 г. N 03-01-15/8-400

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу применения формы документа строгой отчетности N 3-Г "Счет", утвержденной Приказом Минфина России от 13.12.1993 N 121, и сообщает.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 359 утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее - Положение), а также установлено, что формы бланков строгой отчетности, утвержденные до вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.2005 N 171, могли применяться до 1 декабря 2008 г.

"Счет" по форме N 3-Г (код по ОКУД 0790203) был утвержден Приказом Минфина России от 13.12.1993 N 121 "Об утверждении форм документов строгой отчетности" в качестве документа строгой отчетности, который заполнялся при оформлении оплаты за проживание в гостинице, то есть до вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.2005 N 171, а следовательно, его использование с 1 декабря 2008 г. неправомерно.

Пунктом 4 Положения предусмотрено, что бланк документа изготавливается типографским способом. При этом изготовленный типографским способом бланк документа должен содержать сведения об изготовителе бланка документа (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами об утверждении форм бланков таких документов.

Кроме того, если иное не предусмотрено п. п. 5 - 6 Положения, организация и индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги населению, для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, вправе использовать самостоятельно разработанный документ, в котором должны содержаться реквизиты, установленные п. 3 Положения. Утверждения формы такого документа уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, в том числе Министерством финансов Российской Федерации, не требуется.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, и содержат обязательные реквизиты.

Пунктом 7 ст. 168 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что при реализации товаров за наличный расчет организациями (предприятиями) и индивидуальными предпринимателями розничной торговли и общественного питания, а также другими организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы и оказывающими платные услуги непосредственно населению, требования по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы.

В соответствии с п. 7 ст. 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога, уплаченные по расходам на командировки, в частности расходам на наем жилого помещения, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.

Кроме того, в случае если в соответствии с гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса расходы принимаются для целей налогообложения по нормативам, суммы налога на добавленную стоимость по таким расходам подлежат вычету в размере, соответствующем указанным нормам.

Согласно п. 1 ст. 172 Кодекса вычеты сумм налога производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при продаже товаров (работ, услуг) налогоплательщикам этого налога, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п. п. 3, 6 - 8 ст. 171 Кодекса.

В соответствии с п. 10 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914, при приобретении услуг по найму жилых помещений в период служебной командировки работников в книге покупок регистрируются заполненные в установленном порядке бланки строгой отчетности (или их копии) с выделенной отдельной строкой суммой налога на добавленную стоимость, выданные работнику и включенные им в отчет о служебной командировке.

Учитывая изложенное, суммы налога на добавленную стоимость, указанные в бланках строгой отчетности установленной формы, оформленных в вышеуказанном порядке, выдаваемых гостиницами гражданам, в том числе находящимся в служебной командировке, в которых налог выделен отдельной строкой, принимаются к вычету. В случаях, если в указанных бланках налог на добавленную стоимость отдельной строкой не выделен, то сумма налога покупателем услуг расчетным методом не определяется, поскольку такой порядок исчисления налога нормами гл. 21 Кодекса не предусмотрен.

По вопросу о включении затрат на проживание в гостинице в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, подтвержденных бланком строгой отчетности, следует отметить, что в соответствии с п. 1 ст. 252 Кодекса в целях налогообложения прибыли расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными согласно законодательству Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе).

Документы, приравненные к кассовым чекам, предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению, должны быть оформлены на бланках строгой отчетности в порядке, установленном Положением.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И. В.ТРУНИН

07.08.2009