Возможна ли государственная регистрация выпуска акций по истечении установленного срока, предусмотренного законодательством для государственной регистрации выпуска акций, распределенных среди учредителей акционерного общества при его учреждении? Если нет, то какая ответственность предусмотрена за его несвоевременную регистрацию?

Ответ: При учреждении акционерного общества в соответствии с разд. III Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР России от 25.01.2007 N 07-4/пз-н (далее - Стандарты эмиссии), акции должны быть распределены между его учредителями. Основанием для размещения является договор о создании акционерного общества (разд. 3.1 Стандартов эмиссии).

В течение одного месяца с даты регистрации АО в Федеральную службу по финансовым рынкам должны быть представлены документы на государственную регистрацию выпуска акций одновременно с регистрацией отчета о выпуске акций (п. п. 3.2.1, 3.2.2 Стандартов эмиссии, п. 1 ст. 19 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон "О рынке ценных бумаг")). При этом в регистрирующий орган должны быть представлены документы, полный перечень которых приведен в п. п. 2.4.2, 2.6.4, 3.2.4 Стандартов эмиссии.

В том случае, если организация представляет документы на государственную регистрацию выпуска акций и отчета о выпуске за пределами установленного законодательством срока, то данный факт несет в себе признаки административного правонарушения. Согласно ст. 15.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение процедуры эмиссии ценных бумаг предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц эмитента в размере от десяти до тридцати тысяч рублей, на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

Однако в соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу о нарушении законодательства о рынке ценных бумаг не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. В этой связи при нарушении сроков подачи документов на государственную регистрацию выпуска акций общество не может быть привлечено к административной ответственности, если нарушение выявлено вне пределов сроков давности, то есть по истечении года с момента, когда необходимые документы должны быть представлены на регистрацию (то есть год с даты регистрации АО плюс один месяц). Такой же порядок определения срока был применен ВАС РФ в Постановлении от 11.04.2006 N 11589/05. Кроме того, суд указал, что данное правонарушение нельзя считать длящимся и исчислять срок давности привлечения к административной ответственности с даты обнаружения правонарушения, поскольку в обязанности федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг входят своевременное выявление и пресечение правонарушений в области соблюдения эмитентами законодательства РФ о рынке ценных бумаг и принятие мер для привлечения виновных лиц к установленной законодательством ответственности.

В случае если установленный законодательством срок для регистрации выпуска акций и отчета о выпуске пропущен, то ФСФР России может отказать в регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг. В соответствии с Административным регламентом исполнения Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции по государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, регистрации изменений и/или дополнений в решение о выпуске (дополнительном выпуске) и/или проспект ценных бумаг, государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, регистрации проспекта ценных бумаг (утв. Приказом ФСФР России от 30.01.2007 N 07-8/пз-н) (далее - Регламент) нарушение эмитентом требований законодательства о рынке ценных бумаг является основанием для отказа в регистрации выпуска акций (п. 26.1 Регламента). Однако в соответствии с п. 1 ст. 19 Закона "О рынке ценных бумаг" при учреждении акционерного общества государственная регистрация отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг осуществляется одновременно с государственной регистрацией выпуска эмиссионных ценных бумаг. Кроме того, в соответствии с п. 2.4.2 Стандартов эмиссии оба вышеуказанных действия регистрируются на основании одного заявления. При этом пропуск сроков представления в ФСФР России отчета об итогах выпуска при учреждении АО не является основанием для отказа в его регистрации (пп. "д" п. 27.1 Регламента).

Таким образом, существует законодательная неопределенность по данному вопросу, поскольку ФСФР России предоставлено как право отказать в регистрации, так и возможность зарегистрировать указанные акции.

Одновременно обращаем внимание на тот факт, что согласно ст. 26 Закона "О рынке ценных бумаг" выпуск акций может быть признан несостоявшимся, так как эмитентом нарушена законодательно установленная процедура эмиссии. А в соответствии со ст. 61 Гражданского кодекса РФ и п. 20 ст. 42 Закона "О рынке ценных бумаг" существует риск, что региональное отделение ФСФР России может обратиться в суд с иском о ликвидации акционерного общества как допустившего грубое нарушение законодательства о рынке ценных бумаг, в частности не осуществившего государственную регистрацию выпуска акций.

Арбитражная практика по данному вопросу неоднозначна, поскольку частое изменение законов и подзаконных актов не позволяет говорить об аналогичности рассматриваемых ситуаций. Все же можно выделить Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.05.2009 по делу N А56-18631/2008, в котором суд отказал ФСФР России в ликвидации ЗАО в связи с пропуском срока, установленного для регистрации выпуска акций. При этом суд указал: из Закона "О рынке ценных бумаг" не следует, что истечение срока лишает акционерное общество права представить документы для государственной регистрации указанного выпуска акций. Кроме того, суд высказал точку зрения, что возможность государственной регистрации спорного выпуска акций по истечении указанных сроков не утрачена.

Р. Л.Маргулис

Аудиторская фирма "ЮНИФИН ЛТД"

06.08.2009