О нецелесообразности включения положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ в проект Национального стандарта РФ по организации закупочной деятельности
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 августа 2009 г. N Д05-3935
Департамент государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России рассмотрел проект Национального стандарта Российской Федерации по организации закупочной деятельности (далее - Стандарт) и сообщает свое мнение.
1. Как следует из раздела "Сведения о стандарте", в Стандарте реализованы требования, установленные Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).
В то же время следует отметить, что предусмотренные в Стандарте процедуры не могут быть применимы для целей размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, так как не соответствуют положениям Закона N 94-ФЗ (отсутствует процедура аукциона, предусмотрен механизм переторжки и предквалификационного конкурсного отбора, ничем не ограничены запрос предложений и возможность закупки продукции у единственного источника и т. д.).
Кроме того, Закон N 94-ФЗ распространяется на государственных и муниципальных заказчиков, которыми в соответствии со ст. 4 Закона N 94-ФЗ являются соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
Одновременно сообщаем, что в настоящее время по поручению Правительства Российской Федерации разрабатывается проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции", которым предполагается определить порядок размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд регулируемых организаций, в том числе государственных корпораций.
Таким образом, считаем целесообразным исключить из Стандарта ссылку на Закон N 94-ФЗ или привести процедуры закупок в соответствие с положениями Закона N 94-ФЗ, а также, учитывая, что Стандарт устанавливает основные требования к современной системе закупок в государственных корпорациях, коммерческих и некоммерческих организациях и у индивидуальных предпринимателей, считаем целесообразным вывести из-под действия Стандарта закупки, осуществляемые государственными корпорациями.
2. Среди перечисленных документов, которые должны быть у заказчика, многие документы формируются иными органами, а не заказчиком, поэтому необходимость в разработке таких документов устанавливается иными нормативными правовыми документами. Например, регламент электронной торговой площадки, используемой заказчиком, регламент ведения и представления отчетности, формы отчетных документов.
3. Большинство требований, указанных в Стандарте, носит рекомендательный характер (например, конкурентный выбор поставщиков там, где это возможно и целесообразно, разумное вовлечение собственников, требования или рекомендации по обеспечению уровня открытости или конкуренции при проведении закупок), в связи с чем необходимо указать конкретные требования, предъявляемые при размещении заказов.
С учетом изложенного, по мнению Департамента, заложенные в Стандарте механизмы, принципы, документы требуют доработки.
Одновременно Департамент рекомендует при доработке Стандартов руководствоваться положениями Закона N 94-ФЗ, который:
1) установил обязательность размещения информации на официальных сайтах вместо печатных СМИ. Таким образом, был заложен первый этап обеспечения публичности торгов, по результатам которого с 2006 г. (с момента вступления в силу Закона N 94-ФЗ) в сети Интернет функционируют официальные сайты закупок, что позволяет предпринимателям своевременно и оперативно получать информацию о закупках, осуществляемых заказчиками;
2) ввел новую форму размещения заказов - аукцион. При проведении аукциона заказчик изначально формулирует в документации о торгах все необходимые требования к качеству продукции и условиям поставки (выполнения). В случае если предложение участника торгов не соответствует требованиям по качеству, установленным заказчиком, данный поставщик не допускается к участию в торгах независимо от предлагаемой им цены. Таким образом, исключается субъективизм при оценке со стороны государственных заказчиков предложений участников торгов;
3) обозначил переход на заключение государственных контрактов преимущественно путем проведения электронных аукционов. Равный доступ к госзаказу предпринимателей при проведении электронных аукционов обеспечивается, в первую очередь, за счет ухода от рутинности "бумажных" процедур и возможности участия предпринимателей в электронных аукционах "удаленным доступом", не выезжая на место проведения торгов. Это позволит малым компаниям принимать участие в большом количестве торгов, так как отпадает необходимость личного присутствия при проведении аукционов. Данная мера также будет способствовать сокращению издержек малых компаний, связанных с участием (выездом) на торги. Также исключается возможность для сговора между участниками при проведении электронных аукционов.
Развитие электронных аукционов при размещении государственного заказа является одним из ключевых мероприятий в сфере госзаказа в рамках Национального плана противодействия коррупции, которое заложено в Законе N 94-ФЗ.
Из других, наиболее значимых новшеств Закона N 94-ФЗ можно отметить:
- введение наряду с судебной процедурой "короткой" административной процедуры обжалования участниками торгов действий государственных заказчиков, что дало возможность предпринимателям защищать свои права, которые нарушены в результате незаконных действий заказчиков, до заключения государственного контракта (после заключения государственного контракта обжалование незаконных действий заказчиков практически невозможно);
- введение реестра недобросовестных поставщиков, исключающего их участие в государственном заказе. К настоящему времени в реестр недобросовестных поставщиков Российской Федерации включено более 1200 компаний;
- введение административной ответственности должностных лиц государственных заказчиков за нарушение требований законодательства о размещении заказов.
В то же время остается ряд вопросов, требующих проработки, например:
- создание мотивации для заказчиков наиболее эффективно использовать выделенные для осуществления закупок средства. (В настоящее время законодательством не предусмотрена возможность закрепления за заказчиком сэкономленных от проведения торгов средств, а также неосвоенных средств, предусмотренных на оплату контракта, в случае если обязательства по контракту не исполняются по вине поставщика.);
- сокращение сроков судебной процедуры обжалования участниками торгов действий заказчиков.
Указанные вопросы также могут быть рассмотрены и найти отражение в Стандарте.
Одновременно Департамент государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России выражает готовность к сотрудничеству и совместной работе с Российским союзом промышленников и предпринимателей по дальнейшему совершенствованию системы размещения заказов в Российской Федерации.
Заместитель директора
Департамента государственного
регулирования в экономике
А. Т.КАТАМАДЗЕ
05.08.2009