Административная ответственность банков за нарушение обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах

(Гусева Т. А., Дракина М. Н.)

("Банковское право", N 2, 2003)

Текст документа

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БАНКОВ

ЗА НАРУШЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ О НАЛОГАХ И СБОРАХ

Т. А. ГУСЕВА, М. Н. ДРАКИНА

Гусева Т. А., кандидат юридических наук, доцент ГТУ, г. Орел, адвокат Орловской областной Коллегии адвокатов.

Дракина М. Н., юрист ИМПЭКСБАНКа, Орловский филиал.

При рассмотрении вопроса о соотношении налоговой и административной ответственности банков за налоговые правонарушения необходимо прежде всего подчеркнуть двойную роль банков в налоговых правоотношениях. Во-первых, коммерческие банки как юридические лица, созданные с основной целью извлечения прибыли, являются в рамках проведения своей предпринимательской деятельности плательщиками большинства налогов и производят отчисления в бюджеты различных уровней. Во-вторых, как неоднократно отмечалось в литературе, банки являются финансовыми проводниками, посредниками между государством и налогоплательщиками, поскольку осуществляют переводы налоговых платежей в бюджет. Поэтому ответственность банков за налоговые правонарушения носит двоякий характер. Банки несут как общую налоговую ответственность в качестве непосредственных плательщиков налогов, так и специальную в качестве специализированного финансового института, обязанного обеспечивать своевременное поступление по прямому назначению налоговых и иных обязательных платежей своих клиентов. В связи с этим в НК РФ выделена глава 18 "Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение". Так, ответственность банков в рамках налоговых правоотношений наступает за:

- открытие счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления им свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (ч. 1 ст. 132 НК РФ);

- открытие счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица (ч. 1 ст. 132 НК РФ);

- несообщение налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета организацией или индивидуальным предпринимателем (ч. 2 ст. 132 НК РФ);

- нарушение установленного НК РФ срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора (ч. 1 ст. 133 НК РФ);

- исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента их поручения на перечисление средств другому лицу, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет (внебюджетный фонд) (ст. 134 НК РФ);

- неправомерное неисполнение банком в установленный НК РФ срок решения налогового органа о взыскании налога или сбора, а также пени (ч. 1 ст. 135 НК РФ);

- совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, в отношении которых в соответствии со статьей 46 НК РФ в банке находится инкассовое поручение налогового органа (ч. 2 ст. 135 НК РФ);

- непредставление банками по мотивированному запросу налогового органа справок по операциям и счетам организаций или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в установленный срок (ст. 135.1 НК РФ).

До вступления в силу НК РФ ответственность за большинство нарушений законодательства о налогах и сборах предусматривалась для руководителя банка и носила административный характер. Так, например, за открытие счета налогоплательщику без предъявления последним документа, подтверждающего его постановку на учет в налоговом органе и несообщение налоговому органу в пятидневный срок об открытии указанного счета, на руководителя банка налагался административный штраф в размере пятикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда (ст. 4 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ").

В настоящее время с принятием НК РФ не предусматривается привлечение должностных лиц банка к налоговой ответственности. Ответственность, предусмотренная НК РФ, применяется непосредственно к банку как к юридическому лицу.

Помимо налоговой ответственности банков за рассматриваемые налоговые правонарушения с 1 июля 2002 года в связи с вступлением в силу нового Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность должностных лиц банков за аналогичные нарушения законодательства о налогах и сборах. Административной ответственности должностных лиц банков посвящены ст. ст. 15.4, 15.6 - 15.10 гл. 15 "Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг" КоАП РФ.

Статьи, посвященные административной ответственности за налоговые правонарушения, являются новеллами. В частности, впервые введена административная ответственность должностных лиц за нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке (ст. 15.4 КоАП РФ), нарушение порядка открытия счета налогоплательщику (ст. 15.7 КоАП РФ), нарушение исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса) (ст. 15.8 КоАП РФ), неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (ст. 15.9 КоАП РФ). Обратим внимание, что наряду с указанными нормами административного законодательства продолжают действовать нормы налогового законодательства, которыми предусматривается ответственность за аналогичные правонарушения. Отличие заключается в том, что субъектом налогового правонарушения является банк, а административного - должностное лицо банка. Нельзя не отметить правильное, на наш взгляд, решение ввести наряду с ответственностью банка как юридического лица ответственность должностного лица банка. Тем более что в соответствии с п. 4 ст. 108 НК РФ привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ.

Рассмотрим подробнее названные составы правонарушений.

1. Согласно ст. 15.4 КоАП РФ нарушение установленного срока представления в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

Ст. 15.4 КоАП РФ установлена административная ответственность должностных лиц, в том числе должностных лиц банков, за нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда. Такая обязанность банка закреплена ст. 86 НК РФ. Согласно п. 1 ст. 86 НК РФ банк обязан сообщить об открытии или закрытии счета организации либо индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответственно открытия или закрытия счета. Эта обязанность банка предусмотрена также в Приказе Госналогслужбы России от 23 декабря 1998 г. N ГБ-3-12/340 "Об утверждении формы "Сообщение банка налоговому органу об открытии (закрытии) банковского счета" и порядка ее заполнения", согласованном с Банком России. Первая часть этого сообщения направляется банком в пятидневный срок со дня открытия (закрытия) счета в налоговый орган по месту учета клиента.

Согласно п. 2 ст. 132 НК РФ несообщение банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета организации или индивидуальному предпринимателю влечет за собой взыскание штрафа. То есть по налоговому законодательству ответственность банка наступает за несообщение указанных сведений налоговому органу; привлечь банк к ответственности за задержку такого сообщения на основании норм налогового законодательства нельзя. В силу же ст. 15.4 КоАП РФ ответственность должностных лиц банка наступает именно за несвоевременное сообщение налоговому органу или органу государственного внебюджетного фонда сведений об открытии или закрытии счета.

В настоящее время законодательно установлена обязанность банков сообщать об открытии или закрытии расчетных (текущих) счетов организациям в исполнительный орган ФСС РФ в 5-дневный срок со дня открытия или закрытия счета (ст. 7 Закона о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год).

Кроме того, согласно п. 3 совместного письма ПФР, Минфина России, Госналогслужбы России от 4 февраля 1997 г., Банка России от 3 февраля 1997 г. N ВБ-16-28/700, 11, ВЕ-4-07/2н, 405 "Об усилении контроля за своевременным и полным поступлением страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации" банки в пятидневный срок сообщают органу ПФР, выдавшему организациям и гражданам документ о регистрации в качестве плательщиков в ПФР, об открытии этим организациям и гражданам расчетных (текущих) и иных счетов.

В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ счетами в рамках налоговых правоотношений признаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей.

По вопросу направления банками в налоговые органы сведений об открытии (закрытии) корреспондентских счетов МНС России считает, со ссылкой на ст. 860 ГК РФ, что правила главы 45 "Банковский счет" распространяются на корреспондентские счета и субсчета, следовательно, существует обязанность банков сообщать налоговым органам сведения об открытии (закрытии) корреспондентских счетов (письмо МНС России от 15 ноября 2002 г. N ММ-6-09/1768).

В письме МНС РФ от 1 февраля 2002 г. N 14-3-04/218-Г530 содержится разъяснение позиции МНС России, согласно которой текущие валютные, транзитные валютные и специальные транзитные валютные счета относятся к счетам, предусмотренным п. 2 ст. 11 НК РФ, поскольку такие счета открывают по договору банковского счета.

С этой позицией МНС России нельзя согласиться, что в настоящее время подтверждает и складывающая судебная практика. Действительно, текущий валютный счет открывается на основании заключаемого банком и организацией договора банковского счета, об открытии такого счета банк в установленном ст. 86 НК РФ порядке обязан сообщить налоговому органу. Транзитный валютный счет открывается банком организации одновременно с текущим валютным счетом и в обязательном порядке, на основе п. 6 Инструкции Банка России от 29 июня 1992 г. N 7 "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведении операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации", для зачисления в полном объеме поступлений в иностранной валюте. Транзитный валютный счет открывается банком независимо от волеизъявления организации, параллельно с открытием текущего валютного счета, отдельный договор банковского счета не заключается. Следовательно, уведомление об открытии текущего валютного счета одновременно свидетельствует и об открытии транзитного валютного счета.

Депозитные и ссудные счета (которые, как известно, открываются не на основании договоров банковского счета) не подпадают под определение счета, изложенное в п. 2 ст. 11 НК РФ. Следовательно, банки не должны представлять сведения об открытии и закрытии названных счетов в налоговые органы и органы государственных внебюджетных фондов.

Необходимо подчеркнуть, что решением ВС РФ от 18 сентября 2001 г. N ГКПИ 01-1421 признано незаконным и не подлежащим применению со дня введения в действие части первой НК РФ положение, в соответствии с которым банкам запрещалось осуществлять расходные операции по вновь открытым счетам клиентов до получения банком от налогового органа информационного письма о получении, в свою очередь, налоговым органом извещения об открытии в банке счета налогоплательщику.

Применительно к банкам субъектом правонарушения по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ является должностное лицо учреждения банка (ст. 2.4 КоАП РФ).

Субъективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 15.4 КоАП РФ, характеризуется виной как в форме умысла, так и в форме неосторожности.

В силу ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, закрепленных ст. 15.4 КоАП РФ, правомочны составлять должностные лица налоговых органов.

Административный штраф налагается судьей (ст. 23.1 КоАП РФ).

2. Согласно ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда. Ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ в определенной части корреспондирует со ст. 135.1 НК РФ, предусматривающей ответственность банка за непредставление налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков - клиентов банка, что является нарушением ч. 2 ст. 86 НК РФ, предусматривающей обязанность банков выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и индивидуальных предпринимателей в порядке, определяемом законодательством РФ, в течение 5 дней после мотивированного запроса налогового органа.

Статья 135.1 устанавливает ответственность банка за непредставление налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков - клиентов банка.

Так, согласно п. 1 ст. 135.1 НК РФ непредставление банками по мотивированному запросу налогового органа справок по операциям и счетам организаций или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в установленный настоящим Кодексом срок влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

П. 2 ст. 135.1 НК РФ, по сути, воспроизводит п. 1 ст. 135.1 НК РФ, однако устанавливает более высокий размер штрафа.

Согласно п. 2 ст. 135.1 НК РФ непредставление банками по мотивированному запросу налогового органа справок по операциям и счетам организаций или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в установленный срок влечет взыскание штрафа в размере 20 тысяч рублей.

Можно предположить, что законодатель таким образом намеревался установить ответственность либо за повторное нарушение, либо за нарушение, допущенное при иных отягчающих обстоятельствах.

Состав правонарушения, предусмотренного ст. 15.6 КоАП РФ, шире, поскольку предусматривает ответственность за непредставление или отказ от представления сведений для целей осуществления налогового контроля не только налоговым, но и таможенным органам и органам государственного внебюджетного фонда. Обязанности, предусмотренные ч. 2 ст. 86 НК РФ, не противоречат условиям ст. 26 Закона "О банках и банковской деятельности", поскольку понятие "банковская тайна" не исключает обязанности банков по предоставлению налоговым органам сведений по операциям и счетам клиентов-организаций и индивидуальных предпринимателей.

Суть понятия банковской тайны заключается в следующем. Согласно п. 1 ст. 857 ГК РФ банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных законом.

Ст. 26 Закона "О банках и банковской деятельности" содержит перечень органов и организаций, по запросам которых банк обязан представлять сведения по операциям и счетам своих клиентов. Сведения по операциям и счетам вкладчиков - физических лиц выдаются им самим, судам, а при наличии согласия прокурора - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве. Справки по счетам и вкладам в случае смерти их владельцев выдаются кредитной организацией лицам, указанным владельцем счета или вклада в сделанном кредитной организации завещательном распоряжении, нотариальным конторам по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах умерших вкладчиков, в отношении счетов иностранных граждан - иностранным консульским учреждениям.

Сведения по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате Российской Федерации, органам государственной налоговой службы и налоговой полиции, таможенным органам Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия прокурора - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

Информация по операциям юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц предоставляется кредитными организациями в уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в случаях, порядке и объеме, которые предусмотрены Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем".

За разглашение банковской тайны Банк России, кредитные, аудиторские и иные организации, уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, а также их должностные лица и работники несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном федеральным законом.

Согласно п. 3 ст. 857 ГК РФ клиент банка, права которого нарушены в случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков.

Таким образом, ответственность перед клиентом по договору банковского счета или банковского вклада за разглашение банковской тайны несет банк, а не должностное лицо или служащий банка, даже при наличии вины последнего. В свою очередь банк при доказанности вины должностного лица или служащего банка в разглашении сведений, составляющих банковскую тайну, то есть в сообщении этих сведений не в случаях и порядке, установленных ст. 26 Закона "О банках и банковской деятельности", вправе применить меры дисциплинарного и материального воздействия в порядке, установленном действующим законодательством и условиями трудового контракта.

Помимо случаев обязательного предоставления банками информации по операциям и счетам клиентов, изложенных в ст. 26 Закона "О банках и банковской деятельности", такая обязанность установлена законодательством об исполнительном производстве. Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" судебный пристав-исполнитель имеет право получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки. Ст. 14 этого Закона указывает, что требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на территории Российской Федерации. Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления судебными приставами своих функций, предоставляются по их требованию безвозмездно и в установленный ими срок. Невыполнение требований судебного пристава и действия, препятствующие исполнению возложенных на него обязанностей, влекут ответственность в порядке, установленном законом.

Согласно ст. 87 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" за невыполнение должностными лицами законных требований судебного пристава-исполнителя и нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное должностное лицо подвергается судебным приставом-исполнителем штрафу в размере до 100 минимальных размеров оплаты труда.

Полагаем, что в контексте рассматриваемых норм законодательства об исполнительном производстве банк обязан представлять по требованию судебного пристава-исполнителя сведения по операциям и счетам своих клиентов, несмотря на отсутствие прямого указания на это в ст. 26 Закона "О банках и банковской деятельности". Необходимо учитывать также, что законодательство об исполнительном производстве сформировалось позднее принятия Закона "О банках и банковской деятельности".

Таким образом, при непредставлении судебному приставу-исполнителю запрашиваемой информации должностное лицо банка несет ответственность в рамках ст. 87 Закона "Об исполнительном производстве".

Объективная сторона правонарушения, установленного ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, заключается в неисполнении или ненадлежащим исполнении обязанности по представлению в налоговые, таможенные и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а также в представлении таких сведений в неполном объеме или искаженном виде.

Применительно к банкам субъектом правонарушения по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ является должностное лицо учреждения банка (ст. 2.4 КоАП РФ).

Субъективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, характеризуется тем, что форма вины может быть как умышленной, так и неосторожной. Отказ представить сведения подразумевает наличие вины в форме умысла. При непредставлении сведений в установленный срок, представлении в неполном объеме или искаженном виде вина может быть выражена как в форме умысла, так и неосторожности.

Согласно ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, определенных ст. 15.6 КоАП РФ, рассматриваются единолично судьей.

Согласно ст. 28.3 КоАП РФ протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, составляют должностные лица налоговых органов (п. 5 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), должностные лица таможенных органов (п. 12 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), органов государственных внебюджетных фондов (абз. 4 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ).

Данное административное правонарушение следует рассматривать как длящееся (п. 2 ст. 4.5 КоАП РФ). В связи с этим сроки вынесения постановления об административном правонарушении начинают исчисляться со дня его обнаружения, т. е. постановление не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня обнаружения административного правонарушения.

3. Ст. 15.7 КоАП РФ, которая является новеллой, установлена административная ответственность должностных лиц банка за нарушение порядка открытия счета налогоплательщику.

Согласно ч. 1 ст. 15.7 КоАП РФ открытие банком или иной кредитной организацией счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

Согласно ч. 2 ст. 15.7 КоАП РФ открытие банком или иной кредитной организацией счета организации или индивидуальному предпринимателю при наличии у банка или иной кредитной организации решения налогового органа либо таможенного органа о приостановлении операций по счетам этого лица влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.

Если по ст. 15.7 КоАП РФ к ответственности привлекаются должностные лица банков, то по ст. 132 НК РФ за нарушение порядка открытия счета налогоплательщику к ответственности привлекается банковское учреждение как юридическое лицо.

Ст. 132 НК РФ содержит два состава правонарушения:

- открытие банком счета налогоплательщику без свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

Обязанность банка по открытию счета налогоплательщика при наличии свидетельства о постановке на учет предусмотрена ст. 86 НК РФ, при этом банковское учреждение должно в пятидневный срок уведомить об этом налоговый орган.

При применении данной нормы необходимо учитывать, что ответственность наступает только за нарушение порядка открытия счета; ответственность же банка за несообщение об открытии или закрытии счета организации или индивидуального предпринимателя НК РФ не предусмотрена;

- открытие банком налогоплательщику счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица.

Банки не имеют права открывать налогоплательщикам счета, если в соответствии со ст. 76 НК РФ имеется решение налогового органа о приостановлении операций по другим счетам налогоплательщика в данном банке. Ответственность к банку за нарушение этого требования применима с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до его отмены.

Рассматриваемая статья имеет формальный состав, то есть ответственность за нарушение наступает независимо от того, совершались ли банком по счету операции или нет. В связи с этим для применения ответственности к банку по данной статье важным будет определение момента открытия счета клиенту. В соответствии с Порядком открытия счетов налогоплательщикам-предприятиям (утв. Минфином РФ 10.11.96 N 95, Госналогслужбой РФ 11.11.96 N ПВ-6-12/773, ЦБ РФ 24.10.96 N 349) днем открытия счета клиента является день занесения учреждениями Банка России и кредитными организациями (их филиалами) в Книгу регистрации балансовых счетов второго порядка.

Вместе с тем при совершении банком операций по счету клиента без такой регистрации счет также будет считаться открытым, но с нарушением порядка открытия счетов, а значит, даже в этом случае применение к банку ответственности будет правомерным.

Наличие в действиях банка указанных правонарушений влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

Итак, практически совпадают составы нарушений по ст. 15.7 КоАП РФ и ст. 132 НК РФ. Однако состав нарушения по ч. 1 ст. 15.7 КоАП РФ несколько шире и подразумевает привлечение должностных лиц банка к ответственности не только за открытие счета без предъявления налогоплательщиком свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, но и за открытие счета без предъявления свидетельства о постановке на учет в органе государственного внебюджетного фонда. В связи с этим необходимо пояснить следующее.

В настоящее время законодательно установлен порядок открытия банками расчетных (текущих) счетов не только при предъявлении налогоплательщиком свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (п. 1 ст. 132 НК РФ), но и документа, подтверждающего регистрацию в качестве страхователя в исполнительных органах Фонда социального страхования Российской Федерации. Эта обязанность касается только организаций и прописана в ст. 7 Федерального закона от 11 февраля 2002 г. N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год". При невыполнении банками этой обязанности исполнительные органы ФСС РФ применяют к банкам меры ответственности, установленные НК РФ за аналогичные налоговые правонарушения. Кроме того, письмом Пенсионного фонда Российской Федерации от 13 апреля 2001 г. N СД-16-21/3191 "О регистрации плательщиков единого социального налога (взноса) в органах Пенсионного фонда Российской Федерации" разъяснено, что и после принятия НК РФ действует порядок представления в банки организациями и индивидуальными предпринимателями для открытия расчетных (текущих) счетов документа, подтверждающего постановку на учет в органах ПФР, - справки, выдаваемой ПФР для представления плательщиком в банк для открытия счета, на основании Порядка выдачи плательщикам справок для представления в банк для открытия расчетных (текущих) и иных счетов, утвержденного Постановлением Правления ПФР от 22 марта 2000 г. N 33. Эта справка имеет отрывную часть - извещение об открытии счета, возвращаемое банком в ПФР.

Таким образом, сохраняется порядок, в соответствии с которым при открытии расчетных (текущих) счетов помимо свидетельства о постановке на учет в налоговых органах организации обязаны представлять в банки документы, подтверждающие постановку на учет в качестве плательщиков взносов в ПФР и ФСС РФ, а индивидуальные предприниматели - документы, подтверждающие постановку на учет в качестве плательщиков взносов в ПФР.

Кроме того, можно отметить следующее несоответствие. В части 1 ст. 15.7 КоАП РФ говорится об ответственности за открытие счета без предъявления свидетельства о постановке на учет в органе государственного внебюджетного фонда, а ст. 7 Закона о бюджете ФСС РФ на 2002 год предусматривается ответственность банков за открытие счета без предъявления документа, подтверждающего регистрацию организации в качестве страхователя. Значит, банку для открытия счета организации достаточно предъявления ею и иного, нежели свидетельство, документа, подтверждающего постановку на учет в органах ФСС РФ (например, справки из органов ФСС РФ).

В письме ФСС РФ от 25 сентября 2002 г. N 02-18/06-6821 "О форме сообщения банков исполнительным органам Фонда об открытии или закрытии расчетных (текущих) и иных счетов страхователями" разъясняется, что документами, подтверждающими факт регистрации в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации, являются страховое свидетельство или уведомление о регистрации в качестве страхователя юридического лица по месту нахождения обособленного подразделения (приложения N 4, N 5 к Порядку регистрации страхователей в исполнительных органах Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденному Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации N 119 от 04.12.2000). В этом письме банкам рекомендуется использовать форму "Сообщения банка исполнительному органу Фонда социального страхования Российской Федерации об открытии (закрытии) банковского счета". Форма сообщения состоит из двух отрывных частей, одна из которых остается в банке для подтверждения факта сообщения органу ФСС об открытии (закрытии) счета в установленный срок, другая является собственно сообщением об открытии (закрытии) счета, направляемым банком в орган ФСС.

Ч. 2 ст. 15.7 КоАП РФ установлена ответственность должностных лиц банка за открытие счета организации или предпринимателю при наличии у банка решения налогового или таможенного органа о приостановлении операций по счетам этого клиента.

Представляется, что в банковской практике указанные нарушения не носят массового характера. Есть достаточно примеров, когда организации, имеющие картотеки неоплаченных документов к расчетным счетам (в том числе инкассовые поручения на взыскание обязательных платежей), но в отношении которых данным банком не получено решений о приостановлении операций по счетам, открывают новые счета, по которым имеют возможность осуществлять расходные операции. Налицо, по нашему мнению, отсутствие мобильности в работе налоговых органов.

Необходимо учитывать, что согласно пункту 2 статьи 76 НК РФ в отношении налогоплательщика - индивидуального предпринимателя приостановление операций по его счетам в банке может быть применено только в случае непредставления или отказа от представления в налоговый орган налоговой декларации, в отношении же налогоплательщика-организации эта мера применяется также и в целях обеспечения исполнения решения о взыскании недоимки и пеней.

Согласно ст. 76 НК РФ право приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации, налогового агента - организации, плательщика сбора - организации или налогоплательщика - индивидуального предпринимателя предоставлено налоговым органам. Эта мера применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора. Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету. Указанное ограничение не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов. Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке принимается руководителем (его заместителем) налогового органа, направившим требование об уплате налога, в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога. В этом случае решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке может быть принято только одновременно с вынесением решения о взыскании налога.

Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации и налогоплательщика - индивидуального предпринимателя по их счетам в банке может также приниматься руководителем (его заместителем) налогового органа в случае непредставления этими налогоплательщиками налоговой декларации в налоговый орган в течение двух недель по истечении установленного срока представления такой декларации, а также в случае отказа от представления налогоплательщиком-организацией и налогоплательщиком - индивидуальным предпринимателем налоговых деклараций. При наличии решения о приостановлении операций по счетам организации банк не вправе открывать этой организации новые счета.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 11 Закона РФ от 24 июня 1993 г. N 5238-1 "О Федеральных органах налоговой полиции" решение о приостановлении операций налогоплательщика по счетам в банках на срок до одного месяца принимается начальником органа налоговой полиции или его заместителем в случае непредставления налогоплательщиком документов, связанных с исчислением и уплатой налогов.

Согласно ст. ст. 34, 46, 76 НК РФ для обеспечения исполнения обязательств по уплате таможенных платежей и пеней таможенные органы вправе принимать решения о приостановлении операций по счетам организаций-должников (индивидуальных предпринимателей - должников) в банке до момента фактической уплаты таможенных платежей и пеней. Решение о приостановлении операций по счетам организации-должника (индивидуального предпринимателя - должника) в банке принимается одновременно с решением о взыскании таможенных платежей начальником (его заместителем) таможенного органа, направившим требование об уплате налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Ограничение распоряжения денежными средствами, каковым является приостановление операций по счету, должно осуществляться в порядке, не нарушающем очередность платежей, установленную ст. 855 ГК РФ.

Состав этого правонарушения по ч. 2 ст. 15.7 КоАП РФ аналогичен по составу, предусмотренному ч. 1 ст. 132 НК РФ.

Объективная сторона правонарушений, определенных ст. 15.7 КоАП РФ, заключается в нарушении банком установленного нормами налогового законодательства (ст. 86 НК РФ) порядка открытия счета налогоплательщику. Эти правонарушения совершаются в форме действия.

Правонарушения по ст. 15.7 КоАП РФ считаются оконченными с момента открытия счета в банке.

Субъективная сторона указанных правонарушений, т. е. вина, может выражаться как в форме умысла, так и неосторожности.

В соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 15.7 КоАП РФ, правомочны составлять должностные лица налоговых и таможенных органов (п. п. 5, 12 ч. 2 ст. 28.3), по ч. 1 ст. 15.7 КоАП РФ, кроме того, должностные лица органов государственных внебюджетных фондов.

Административный штраф налагается судьей (ст. 23.1 КоАП РФ).

4. Новеллой является и статья 15.8 КоАП РФ, которой введена административная ответственность должностных лиц банков за нарушение установленного срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога (сбора), а равно инкассового поручения (распоряжения) налогового органа, таможенного органа или органа государственного внебюджетного фонда. Такое нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Ст. 15.8 КоАП РФ предусмотрена ответственность должностных лиц банков. Ответственность же самих учреждений банков за нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора установлена ст. 133 НК РФ.

Статьей 60 НК РФ предусмотрена обязанность банков исполнять указанные платежные документы в течение одного операционного дня, следующего за днем их поступления в банк. Эту обязанность банк должен исполнять с учетом очередности платежей, приведенной в ст. 855 ГК РФ. Под операционным днем понимается время, определенное банком, в течение которого банком осуществляются операции по счетам клиентов (например, банк устанавливает операционный день с 9.00 до 14.00, при этом рабочий день длится с 9.00 до 18.00). Поэтому платежный документ, поступивший в банк по окончании операционного дня, считается поступившим на следующий операционный день.

Ст. 133 НК РФ прямо не указывает, необходимо ли наличие в банке сданного до наступления срока платежа платежного поручения налогоплательщика или платежного поручения агента, а также наличие достаточных денежных средств на счете. Вместе с тем думается, что наличие в банке платежного поручения и наличие денежных средств на счетах указанных лиц обязательно, так как только в этом случае можно говорить о наличии вины банка в нарушении срока исполнения платежного поручения.

Иная ситуация может возникнуть в случае, когда налогоплательщик дал поручение банку на перечисление налоговых платежей в первый день установленного (пяти-, десятидневного) срока уплаты, а банк перечислил суммы в бюджет только в последний день данного срока. Представляется, что к налогоплательщикам в данном случае ответственность в виде взыскания сумм пени применяться не должна, так как не был нарушен установленный срок уплаты. Тем не менее к банкам должны быть применены финансовые санкции, так как непосредственно срок уплаты уже наступил.

За нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора банк согласно ст. 133 НК РФ подлежит ответственности в виде взыскания пени в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,2 процента за каждый день просрочки.

Согласно п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" в случае неисполнения банком в установленный срок поручения налогоплательщика или налогового агента на перечисление налога в бюджет (внебюджетный фонд), а также инкассового поручения налогового органа на взыскание налога в бесспорном порядке за счет денежных средств налогоплательщика или налогового агента к этому банку применяются меры по взысканию неперечисленных сумм налога и соответствующих пеней за счет денежных средств в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному статьей 46 НК РФ, а за счет иного имущества - в судебном порядке. При применении указанной нормы судам необходимо исходить из того, что под "соответствующими пенями" в данном случае следует понимать пени, начисленные на налогоплательщика по правилам статьи 75 Кодекса до того момента, когда в соответствии с пунктом 2 статьи 45 НК РФ его обязанность по уплате налога должна считаться исполненной".

В случае нарушения банком срока исполнения поручения своего клиента о перечислении налога или сбора банк может быть привлечен не только к налоговой ответственности по ст. 133 НК РФ, но и одновременно со стороны своего клиента к гражданско-правовой ответственности по ст. 866 ГК РФ, которой установлена ответственность банка за неисполнение или ненадлежащее исполнение поручения клиента в рамках осуществления безналичных расчетов.

Основной объем безналичных операций по счетам клиентов приходится на расчеты платежными поручениями. При применении этой формы расчетов банк обязуется по поручению плательщика за счет средств, находящихся на его счете, перевести определенную денежную сумму на счет указанного плательщиком лица в этом или ином банке в срок, предусмотренный законом, если более короткий срок не установлен договором банковского счета (п. 1 ст. 863 ГК РФ).

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поручения клиента банк несет ответственность по общим правилам гл. 25 ГК РФ, предусматривающей ответственность за нарушение обязательств.

Если неисполнение или ненадлежащее исполнение поручения имело место в связи с нарушением правил совершения расчетных операций банком, привлеченным для исполнения поручения плательщика, ответственность может быть возложена судом на этот банк.

Согласно п. 22 Постановления Пленума ВАС РФ N 13 и Пленума ВС РФ N 14 от 8 октября 1998 г. "О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами", если нарушение правил совершения расчетных операций при расчетах платежными поручениями повлекло неправомерное удержание денежных средств, то банк, в том числе и банк, привлеченный к исполнению поручения, уплачивает плательщику проценты, предусмотренные статьей 395 ГК РФ, на основании статьи 866 ГК РФ. Неправомерное удержание имеет место во всех случаях просрочки перечисления банком денежных средств по поручению плательщика.

В случае неосновательного удержания банком денежных средств при исполнении платежного поручения клиент-плательщик вправе предъявить либо требование об уплате неустойки, предусмотренной статьей 856 ГК РФ, либо требование об уплате процентов на основании ст. 866 ГК РФ.

Согласно п. 1 ст. 865 ГК РФ банк плательщика обязан перечислить соответствующую сумму банку получателя, у которого с момента зачисления средств на его корреспондентский счет и получения документов, являющихся основанием для зачисления средств на счет получателя, появляется обязательство, основанное на договоре банковского счета с получателем средств, по зачислению суммы на счет последнего.

Обязательство банка плательщика перед клиентом по платежному поручению считается исполненным в момент надлежащего зачисления соответствующей денежной суммы на счет банка получателя, если договором банковского счета клиента и банка плательщика не предусмотрено иное.

Согласно п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 19 апреля 1999 г. "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с заключением, исполнением и расторжением договоров банковского счета" при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору банковского счета с банка на основании общих норм ГК РФ об ответственности (глава 25) могут быть взысканы убытки в части, не покрытой применением иных мер ответственности (статьи 856, 866 ГК РФ).

Состав нарушения по ст. 15.8 КоАП РФ шире, чем по ст. 133 НК РФ, и подразумевает привлечение должностных лиц банков к административной ответственности не только за нарушение установленного срока исполнения получения налогоплательщика или налогового агента, но и инкассового поручения налогового, таможенного органа, органа государственного внебюджетного фонда о перечислении налога или сбора, пеней, штрафов в бюджет (государственный внебюджетный фонд). В этой части состав правонарушения по ст. 15.8 КоАП РФ корреспондирует со ст. 135 НК РФ, которая предусматривает ответственность за неправомерное неисполнение в установленный срок решения налогового органа о взыскании налога или сбора, а также пени.

Поскольку в ст. 15.8 КоАП РФ речь идет об исполнении банком инкассового поручения, представляется необходимым рассмотреть существующий общий порядок списания денежных средств со счета клиента без его распоряжения.

Согласно ст. 854 ГК РФ списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента. Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом. Банк обязан контролировать законность и обоснованность списания денежных средств со счета без распоряжения клиента.

При осуществлении списания денежных средств без распоряжения владельца счета речь идет о безакцептном или бесспорном списании в рамках осуществления безналичных расчетов. Порядок, стандарты и условия осуществления безналичных расчетов в Российской Федерации устанавливает Банк России (ст. 80 Закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)). Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации N 2-П в новой редакции утверждено Банком России 3 октября 2002 года.

Согласно п. 9.4 Положения N 2-П без акцепта, т. е. без согласия плательщика, списание денежных средств со счета осуществляется путем выставления к счету платежного требования в случаях:

- установленных законодательством;

- предусмотренных сторонами по основному договору при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

В частности, безакцептный порядок списания денежных средств предусмотрен Постановлениями Верховного Совета Российской Федерации от 19 мая 1993 г. N 4981-1 "О мерах по улучшению расчетов за услуги связи", от 1 апреля 1993 г. N 4725-1 "О мерах по улучшению расчетов за продукцию и услуги коммунальных энергетических и водопроводно-канализационных предприятий", Указом Президента Российской Федерации от 18 сентября 1992 г. N 1091 "О мерах по улучшению расчетов за продукцию топливно-энергетического комплекса". Указанные нормативно-правовые акты применяются с учетом положений ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 26 января 1996 г. N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации". Согласно п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 19 апреля 1999 г. N 5 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с заключением, исполнением и расторжением договоров банковского счета" арбитражным судам при рассмотрении споров, касающихся бесспорного или безакцептного списания, рекомендовано принимать во внимание, что, когда нормативными актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, принятыми до введения в действие части второй ГК РФ, и применяемыми на территории Российской Федерации постановлениями Правительства СССР по вопросам, которые согласно части второй ГК РФ могут регулироваться только федеральными законами, установлен бесспорный или безакцептный порядок списания денежных средств, указанные нормативные акты на основании статьи 4 Федерального закона "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" подлежат применению впредь до принятия соответствующего закона по данному вопросу.

Бесспорное списание денежных средств со счетов плательщиков осуществляется на основании предъявленного к счету специального расчетного документа - инкассового поручения.

Согласно п. 12.2 Положения N 2-П инкассовые поручения применяются:

- в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;

- для взыскания по исполнительным документам;

- в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

Бесспорный порядок взыскания предусмотрен ст. ст. 45, 75 Налогового кодекса РФ в части взыскания недоимок и пеней по налоговым, таможенным и иным обязательным платежам.

При взыскании денежных средств на основании исполнительных документов инкассовое поручение должно содержать ссылку на дату выдачи исполнительного документа, его номер, номер дела, по которому принято решение, подлежащее принудительному исполнению, а также наименование органа, вынесшего такое решение. В случае взыскания исполнительского сбора судебным приставом-исполнителем инкассовое поручение должно содержать указание на взыскание исполнительского сбора, а также ссылку на дату и номер исполнительного документа судебного пристава-исполнителя.

Инкассовые поручения на взыскание денежных средств со счетов, выставленные на основании исполнительных документов, принимаются банком взыскателя с приложением подлинника исполнительного документа либо его дубликата. Исчерпывающий перечень исполнительных документов содержится в ст. 7 Федерального закона "Об исполнительном производстве":

- исполнительные листы, выдаваемые судами на основании принимаемых ими судебных актов; решений Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов; решений иностранных судов и арбитражей; решений межгосударственных органов по защите прав и свобод человека;

- судебные приказы;

- нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов;

- удостоверения комиссии по трудовым спорам, выдаваемые на основании ее решений;

- оформленные в установленном порядке требования органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, если законодательством Российской Федерации не установлен иной порядок исполнения указанных исполнительных документов;

- постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;

- постановления судебного пристава-исполнителя;

- постановления иных органов в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Банки, обслуживающие должников (исполняющие банки), исполняют поступившие инкассовые поручения с приложенными исполнительными документами либо, при отсутствии или недостаточности денежных средств на счете должника для удовлетворения требований взыскателя, делают на исполнительном документе отметку о полном или частичном неисполнении указанных в нем требований в связи с отсутствием на счете должника денежных средств и помещают инкассовое поручение с приложенным исполнительным документом в картотеку по внебалансовому счету N 90902 "Расчетные документы, не оплаченные в срок". Инкассовые поручения исполняются по мере поступления денежных средств в очередности, установленной законодательством.

В последнее время участились случаи предъявления судебными приставами-исполнителями и взыскателями - юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в банки исполнительных листов арбитражных судов и судов общей юрисдикции для взыскания денежных средств со счетов должников - клиентов банков без оформления инкассовых поручений. В обоснование своих действий судебные приставы-исполнители и взыскатели ссылаются на ст. 6 Закона "Об исполнительном производстве", согласно которой банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, в трехдневный срок со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя исполняют содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств либо делают отметку о полном или частичном неисполнении указанных требований в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя.

Неисполнение указанных требований является основанием для наложения судом общей юрисдикции или арбитражным судом на банк или иную кредитную организацию штрафа в порядке и размере, определенных Федеральным законом.

Статья 91 Федерального закона "Об исполнительном производстве" установила право взыскателя предъявить иск о взыскании подлежащей удержанию с должника суммы, не удержанной по вине этой организации.

За неисполнение судебного акта арбитражного суда о взыскании денежных средств с должника при наличии денежных средств на его счетах на банк или иную кредитную организацию, которые осуществляют обслуживание счетов этого должника и которым взыскателем или судебным приставом-исполнителем предъявлен к исполнению исполнительный лист, арбитражным судом может быть наложен судебный штраф (ст. 332 АПК РФ). Согласно ст. 119 АПК РФ судебный штраф, налагаемый арбитражным судом на банк, не может превышать тысячу установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда.

К сожалению, судебная практика пока не выработала единого подхода к этой категории споров.

Постановлением от 29 марта 2002 г. N 10103/01 Президиум ВАС РФ оставил без изменения решение от 1 августа 2001 г. и Постановление апелляционной инстанции от 20 августа 2001 г. Арбитражного суда Нижегородской области по делу N А43-3895/01-15-169 и Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28.09.01 о взыскании с нижегородского коммерческого банка "Радиотехбанк" подлежащей удержанию с должника суммы, не удержанной по вине банка, в соответствии со ст. 91 ФЗ "Об исполнительном производстве". Взыскателем в банк был направлен исполнительный лист с сопроводительным письмом о его исполнении. Банк возвратил исполнительный лист без исполнения, предложив взыскателю, ЗАО "Юридический центр "Практика", оформить инкассовое поручение. Ссылаясь на ст. ст. 5, 6, 91 Закона "Об исполнительном производстве", взыскатель обратился с иском в арбитражный суд. Арбитражным судом были отклонены доводы банка о необходимости предъявления вместе с исполнительным листом инкассового поручения на том основании, что Закон "Об исполнительном производстве" по сравнению с Положением Банка России "О безналичных расчетах в РФ" обладает большей юридической силой. Судом был сделан вывод, что предъявление исполнительного листа без инкассового поручения не освобождает банк от обязанности по исполнению исполнительного документа.

В Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 мая 2002 г. по делу N А56-12512/01 по аналогичному делу содержится прямо противоположный вывод о неправомерном взыскании с банка штрафа за неисполнение исполнительного листа в связи с непредставлением взыскателем инкассового поручения. Судом указано, что отсутствие в ст. 6 Закона "Об исполнительном производстве" непосредственного указания на представление инкассового документа значения не имеет. Федеральный закон "Об исполнительном производстве" не регулирует порядок исполнения банками, не являющимися органами принудительного исполнения (статья 5), исполнительных документов в части списания денежных средств со счетов должников. Операция по списанию денежных средств со счета клиента без его распоряжения, обеспечивающая совершение исполнительных действий, совершается в рамках расчетов по инкассо (статьи 874 - 876 Гражданского кодекса Российской Федерации), предполагающих осуществление банком действия по получению от плательщика платежа на основании инкассового поручения. В соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации" к компетенции названного банка отнесено установление правил осуществления расчетов в Российской Федерации, проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы. В соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета в банках основанием для списания денежных средств со счета клиента является расчетный документ. Положением Банка России "О безналичных расчетах в Российской Федерации" предусмотрен порядок, в соответствии с которым при взыскании денежных средств по исполнительным документам в банк должно быть представлено инкассовое поручение с приложенным исполнительным документом.

Безакцептный и бесспорный порядок списания денежных средств (путем предъявления к счету плательщика соответственно платежного требования или инкассового поручения) помимо случаев, предусмотренных законом, применяется по обязательствам в соответствии с условиями основного договора.

Списание денежных средств в безакцептном или бесспорном порядке в случаях, предусмотренных основным договором, осуществляется банком при наличии в договоре банковского счета условия о списании денежных средств в безакцептном или бесспорном порядке либо на основании дополнительного соглашения к договору банковского счета, содержащего соответствующее условие. Плательщик обязан предоставить в обслуживающий банк сведения о кредиторе (получателе средств), имеющем право выставлять платежные требования или инкассовые поручения на списание денежных средств соответственно в безакцептном или бесспорном порядке, обязательстве, по которому будут производиться платежи, а также об основном договоре (дата, номер и соответствующий пункт, предусматривающий право безакцептного или бесспорного списания).

Платежное поручение или инкассовое поручение должно содержать ссылку на дату, номер основного договора и соответствующий его пункт, предусматривающий право безакцептного или бесспорного списания.

Отсутствие условия о списании денежных средств в безакцептном или бесспорном порядке в договоре банковского счета либо дополнительного соглашения к договору банковского счета, а также отсутствие сведений о кредиторе (получателе средств) и иных вышеуказанных сведений является основанием для отказа банком в оплате платежного требования или инкассового поручения, поступившего к счету плательщика - клиента банка.

Таков общий порядок осуществления списания денежных средств со счета без распоряжения владельца счета.

В ситуации, установленной ст. 15.8 КоАП РФ, под нарушением со стороны банка срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора следует понимать не только несвоевременное списание средств со счета налогоплательщика или налогового агента, но и несвоевременное перечисление их банком со своего корреспондентского счета в банк получателя, так как расчетная операция по исполнению платежного поручения представляет собой не только списание денежных средств со счета клиента, но и перечисление их в банк получателя.

Статья 15.8 КоАП РФ не содержит указания на ответственность банков за неисполнение инкассового поручения, предъявляемого к счету плательщика службами судебных приставов. Это представляется не вполне логичным, поскольку в настоящее время обязанности по принудительному взысканию недоимок и пени по налоговым платежам возложены на службы судебных приставов.

Случаи неисполнения банками платежных документов клиентов на перечисление в бюджет налогов и иных обязательных платежей приобрели характер массового явления после кризиса в августе 1998 г. Практика "мнимой уплаты налогов" путем проведения платежей в бюджет через неплатежеспособные (проблемные) банки стала повсеместной после принятия Постановления Конституционного Суда РФ от 12 октября 1998 г. N 24-П "По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Конституционным Судом было отмечено, что уяснение смысла положения пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" о том, что "обязанность юридического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога", должно осуществляться с учетом взаимосвязанных конституционных положений.

Положение статьи 57 Конституции Российской Федерации предполагает, что конституционная обязанность налогоплательщика - юридического лица по уплате налога считается исполненной в день списания с его расчетного счета в кредитном учреждении денежных средств при наличии на этом счете достаточного денежного остатка.

Конституционная обязанность каждого налогоплательщика по уплате налогов должна считаться исполненной в тот момент, когда изъятие части его имущества, предназначенной для уплаты в бюджет в качестве налога, фактически произошло. Такое изъятие происходит в момент списания банком с расчетного счета налогоплательщика соответствующих средств в уплату налога. После списания с расчетного счета имущество налогоплательщика уже изъято, т. е. налог уплачен. Поэтому положение об уплате налога, содержащееся в статье 57 Конституции Российской Федерации, должно пониматься как фактическое изъятие налога у налогоплательщиков. По сути, названное Постановление Конституционного Суда было направлено на защиту добросовестных налогоплательщиков с целью недопущения двойной уплаты сумм налогов.

В связи с этим в практике работы налоговых органов возник вопрос, может ли налог считаться уплаченным при формальном списании денежных средств со счета налогоплательщика в банке, если эти суммы реально не перечисляются в бюджет из-за фактического отсутствия денежных средств на корреспондентском счете банка, и допустимо ли применение правовой позиции Конституционного Суда РФ к недобросовестным налогоплательщикам.

В связи с тем что указанным разъяснением воспользовались прежде всего недобросовестные налогоплательщики и проблемные банки, Конституционным Судом РФ было вынесено Определение от 25 июля 2001 г. N 138-О о разъяснении Постановления Конституционного Суда РФ от 12 октября 1998 г. по делу о проверке конституционности п. 3 ст. 11 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Конституционный Суд РФ определил, что выводы, содержащиеся в резолютивной части Постановления, касаются только добросовестных налогоплательщиков, что предполагает обязанность налоговых органов осуществлять контроль за исполнением налоговых обязательств в установленном порядке, проводить проверку добросовестности налогоплательщиков и банков и в случаях выявления их недобросовестности обеспечивать охрану интересов государства, в т. ч. с использованием механизмов судебной защиты.

Введение предусмотренного ст. 15.8 КоАП РФ состава правонарушения обусловлено стремлением законодателя обеспечить своевременность поступления обязательных платежей в бюджет путем установления административной ответственности должностных лиц банков. Штраф по указанной статье может применяться за каждое нарушение, т. е. за каждый случай несвоевременного исполнения каждого платежного документа. Банки, которые не входят в разряд так называемых проблемных, допускают такие нарушения, как правило, по неосторожности. В проблемных банках случаи нарушения срока исполнения платежных документов на перечисление налога (сбора) носят систематический характер. Неисполненные платежные документы могут исчисляться сотнями. В такой ситуации необходимо будет вести речь не об ответственности должностных лиц банка, а о платежеспособности самого банка и его ответственности перед кредиторами (вкладчиками).

Правонарушение, предусмотренное ст. 15.8 КоАП РФ, считается оконченным с момента пропуска срока, установленного законодательством для осуществления банками указанных платежей.

Субъективная сторона данных правонарушений, т. е. вина, может выражаться как в форме умысла, так и неосторожности.

Субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 15.8 КоАП РФ, является должностное лицо учреждения банка. Следует отметить, что привлечение к административной ответственности должностного лица банка не освобождает банк от обязанности надлежащим образом исполнить расчетный документ (платежное поручение клиента или инкассовое поручение налогового, таможенного органа или органа государственного внебюджетного фонда) и принять все меры к зачислению в бюджет соответствующей суммы налога или сбора (взноса). Кроме того, применение ст. 15.8 КоАП РФ к должностному лицу банка не исключает привлечение банка как юридического лица к ответственности по ст. ст. 133, 135 НК РФ. Согласно ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, закрепленных ст. 15.8 КоАП РФ, правомочны составлять должностные лица налоговых и таможенных органов (п. п. 5, 12 ч. 2 ст. 28.3), должностные лица органов государственных внебюджетных фондов (ч. 5 ст. 28.3).

Административный штраф налагается судьей (ст. 23.1 КоАП РФ).

5. Ст. 15.9 КоАП РФ установлена административная ответственность должностных лиц банка за неисполнение решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента или сборщика налогов. Такое неисполнение выражается в осуществлении банком расходных операций по счету клиента, которые не связаны с уплатой последним налогов и сборов либо не связаны с осуществлением платежей, имеющих преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет и внебюджетные фонды. При этом банком получено решение налогового, таможенного органа или органа государственного внебюджетного фонда о приостановлении операций по счету клиента.

Следует отметить, что налоговым законодательством не установлена возможность приостановления операций по счетам налоговых агентов, сборщиков налогов и иных лиц, кроме налогоплательщиков. В связи с этим в соответствующей части ст. 15.9 работать не будет.

Ранее уже упоминалось, что применение такой ограничительной меры, как приостановление операций по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов, должно осуществляться с учетом положений ст. 855 ГК РФ. В частности, несмотря на то что приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по счету клиента, это ограничение не затрагивает те платежи, которые в соответствии с ч. 2 ст. 855 ГК РФ осуществляются в очередности ранее платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Статья 855 ГК РФ предусматривает следующую очередность списания денежных средств со счета.

При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом.

При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:

- в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

- во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору.

Списание средств по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды, согласно Федеральным законам от 26.03.98 N 42-ФЗ (ст. 17) и от 22.02.99 N 36-ФЗ (ст. 23), производится фактически в третью очередь, наряду с перечислением денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), в порядке календарной очередности поступления документов после перечисления платежей, отнесенных указанной статьей Гражданского кодекса Российской Федерации к первой и второй очередности.

Решение о взыскании налога исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения или решения.

По смыслу п. 2 ст. 46 НК РФ неисполнение банком решения налогового органа проявляется в неисполнении инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.

Ответственность банка установлена в статье 135 НК РФ. Так, неправомерное неисполнение банком в установленный настоящим Кодексом срок решения налогового органа о взыскании налога или сбора, а также пени, влечет взыскание пени в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,2 процента за каждый день просрочки.

Состав правонарушения, предусмотренного ст. 15.9 КоАП РФ, полностью совпадает с составом налогового правонарушения по ст. 134 НК РФ. Согласно ст. 134 НК РФ исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента их поручения на перечисление средств другому лицу, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет (внебюджетный фонд), влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, но не более суммы задолженности.

Невыполнение данной обязанности выражается в следующих действиях:

исполнение банком поручения на перечисление средств другому лицу, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора;

исполнение банком иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет.

В соответствии со ст. 76 НК РФ приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора либо в случае непредставления налогоплательщиками налоговой декларации в течение двух недель по истечении установленного срока представления такой декларации, а также при отказе от представления налоговой декларации.

Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам подлежит безусловному исполнению банком. Приостановление по счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении операций и действует до отмены этого решения.

Необходимо отметить, что банк не несет ответственности за убытки, понесенные налогоплательщиком в результате приостановления операций по счетам по решению налогового органа.

Приостановление операций по счетам согласно п. 1 ст. 76 НК РФ означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету. Указанное ограничение не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.

В то же время ст. 134 НК РФ в противоречие п. 1 ст. 76 НК РФ содержит норму об ответственности за исполнение банком платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет. Несмотря на установленное ст. 134 НК РФ ограничение, в тексте решений контролирующих органов о приостановлении операций по счетам, как правило, содержится примечание, согласно которому ограничение расходных операций не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии со ст. 855 ГК РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.

Субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 15.9 КоАП РФ, является должностное лицо учреждения банка. Как юридические лица банки несут ответственность за рассматриваемое нарушение законодательства о налогах и сборах согласно ст. 134 НК РФ.

С субъективной стороны совершение административного правонарушения по ст. 15.9 КоАП РФ возможно как умышленно, так и по неосторожности.

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица налоговых (п. 5 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ) и таможенных органов (п. 12 ч. 2 ст. 28.3).

Дела о правонарушениях, предусмотренных ст. 15.9 КоАП РФ, рассматриваются единолично судьей (ст. 23.1 КоАП РФ).

Название документа